Домашняя звукозапись


Снимая фильм, легко погрузиться в визуальную составляющую, отодвинув звук на второй план. Зачастую эта ошибка приводит к огромным сложностям, ведь кино - это аудиовизуальное произведение и без хорошего звука тут не обойтись. Порой звук становится даже более важным компонентом, нежели видео, влияя на подсознание через контрапункты и звуковые фактуры. Настоящее погружение в кино происходит именно в результате удачного синтеза аудио и видео.

Конечно, на звуковом постпродакшне и сведении происходит множество «магических трюков», но ничто не заменит хорошо записанный на площадке звук. К примеру, помехи мобильного телефона будет практически невозможно вырезать, а значит бюджет проекта вырастет из-за перезаписи речи в студии.

Возможно, вы подумаете, что у вас банально не хватит денег, чтобы купить все необходимое оборудование, но на самом деле на это не надо так уж много денег.

Минимальный набор

Звук на площадке можно писать и на встроенный микрофон в камере, но их качество обычно оставляет желать лучшего. Лучше взять накамерную «пушку». Один из достойных вариантов - .


Это направленный микрофон, который устанавливается прямо на камеру. Из особенностей можно выделить неплохое соотношение сигнал/шум и внутреннюю систему подавления внешних шумов. Ветрозащита поможет избежать проблем с «задуванием».

К сожалению, для серьезных съемок этот набор не подойдет: записать диалог, отделив голос одного актера от другого, попросту нельзя. Сетап подойдет лишь для записи каких-либо фоновых шумов или монолога, при этом камера должна стоять достаточно близко, чтобы сигнал вышел качественным. Дабы не быть в буквальном смысле привязанным кабелем к камере, лучше использовать внешние рекордеры.

  • рекордер;
  • петличный микрофон;
  • «пушка»;
  • наушники.

Рекордеры

Рекордеры - это внешние устройства, к которым можно подключать внешние микрофоны. Их огромный плюс - вы сможете записывать звук независимо от положения камеры, а значит - записывать сигнал с удобной позиции.

Из минусов стоит отметить необходимость синхронизации на постпродакшне, однако профессиональные программы монтажа делают это достаточно быстро и автоматически.

До сих пор самые распространенные рекордеры среди начинающих звукооператоров - устройства компании Zoom.

Презентация

Модель H4n имеет 2 входа XLR/TRS, что позволяет подключить два внешних микрофона, а встроенный стерео-микрофон XY поможет вам качественно записать атмосферу локации.

Не менее качественные рекордеры производит компания Tascam.

«Пушки»

Микрофоны типа «пушки» (‘shotguns’) широко используются в кинопроизводстве. «Пушки» - именно те микрофоны, которые сохраняют атмосферу и акустику пространства на записи. Порой на стадии сведения предпочтение отдают именно записям, сделанным на микрофон этого типа.

Вот несколько моделей из разных ценовых категорий.

Недорогой вариант микрофона-пушки - Audio-Technica ATR6550.


Более качественные (и дорогие) аналоги - микрофоны MKE-600 от компании и NTG2 от :

Не забывайте использовать ветрозащиту при записи на натуре. Так как «бум» часто закреплен на удочке сверху, ветер легко может застать вас врасплох в самый ответственный момент записи.

Петличные микрофоны

«Петлички» - самые популярные микрофоны для записи диалогов. Они достаточно легко фиксируются на одежде (в кино - часто под ней) и записывают качественный сигнал, с которым можно работать.

Помните, что фоновые шумы вы сможете перезаписать или добавить их из библиотеки, а вот заново вызвать актеров и заставить их точно также сыграть роль вряд ли выйдет.

Наушники

В процессе записи важны хорошие наушники, чтобы слышать, что вы записываете. В качестве бюджетных моделей хорошего качества можно взять и Audio-Technica ATH-M30x.

Наушники Sony MDR 7506 Фото: Sony

(3 оценок, среднее: 3,67 из 5)

Вы захотели, чтобы у вас была своя студия звукозаписи в домашних условиях? Задача это непростая, при этом важно понимать, какое оборудование и ремонт помещения вам потребуются.

Чтобы вам не бередить просторы всемирной паутины для поиска того, что нужно для домашней студии звукозаписи, я здесь, насколько возможно сжато и по делу, расскажу обо всех нюансах организации. Чтобы треки, записанные у вас дома, звучали профессионально и качественно.

Вот краткий список необходимого в категории «домашняя студия звукозаписи оборудование»:

  • компьютер или ноутбук;
  • качественный микрофон;
  • микрофонный предусилитель;
  • звуковая карта или звуковой интерфейс;
  • наушники или мониторы.

Давайте остановимся на каждой позиции более подробно.

Компьютер

Фактически в XXI веке компьютер или ПК – новый оркестр, помещающийся компактно у вас дома. Не требует много места, обманчиво прост в использовании, вместе с тем, если ваш ноутбук не обладает определенными характеристиками, это способно сделать работу по звукозаписи очень тяжелой.

Какие технические параметры компьютера необходимы, если вы планируете на нем записывать звук:

  • процессор не менее 2.0 ГГц;
  • оперативная память от 512 Мб и выше;
  • жесткий диск – от 80 Гб.

Здесь уместно правило: чем больше диск, тем лучше . Вместе с тем, если вы используете компьютер на базе Windows, к нему легко докупить внешний диск памяти, что позволит хранить неограниченное количество записанного материала.

Вместе с тем все же удобнее, когда все самые важные записи у вас под рукой, так что лучше иметь минимальный объем памяти размером хотя бы на 2-3 полных музыкальных альбома.

Тишина работы компьютера. Это важная характеристика, ведь любые шумы при записывании музыки на высокочувстительном оборудовании будут мешать и создавать нежелательный фон. Если вы позаботились о звукоизоляции, тем проще вам будет работать даже с шумным ПК.

Другие общие соображения, важные для компьютера для домашней студии, таковы:

  • Лучше предпочесть ПК настольному «монстру» — здесь все просто: чем мобильнее вы будете, тем проще и удобнее вам будет записывать новый звук; Мобильность может не раз пригодиться при встречах с другими музыкантами. Если при этом ваш студийный компьютер будет «привязан» к столу, это станет неожиданным ограничением.
  • ПК лучше нетбука; Нетбук – маленький портативный компьютер, как правило, диагональ его составляет 10-11 дюймов. Они удобные для переноски, легкие и дешевые, но вот по техническим характеристикам очень слабы. Если вы планируете заниматься музыкой профессионально или полупрофессионально, лучше сразу вложиться в покупку полноценного ПК.
  • Windows отличается от iOS. Это соображение больше относится к тем, кто уже знаком или работал ранее с теми или иными программами звукозаписи. Они отличаются в зависимости от операционной системы. Зачастую те программы, которые есть на Macbook отсутствуют для Windows, хотя есть и дублирующиеся программы. Если у вас уже есть любимые программы, учитывайте, на какой операционной системе те работают.

Микрофон

Микрофон для домашней студии звукозаписи нужно выбирать тщательно. Это один из ключевых элементов. От его качества ваш звук может, как пострадать, так и стать чище.

Различают два вида микрофонов по типу образования звуков: динамические и конденсаторные. Они работают по разным принципам. В целом, можно сказать, что второй тип более чувствителен, однако это не означает качество звука.

Динамические микрофоны чаще встречаются. Они преобразуют действие звуковой волны в механические колебания диафрагмы, прикрепленной к катушке индуктивности. Эти микрофоны достаточно дешевы, потому как просты. Их используют на концертах, студийных репетициях. Внешнего напряжения динамические микрофоны не требуют.

Конденсаторные микрофоны более сложны в строении, обладают более качественными частотными характеристиками. По стоимости они дороже динамических, но и эксплуатироваться должны бережнее. Их как раз используют при записи звука в студийных и домашне-студийных условиях.

Для домашней студии лучше предпочесть микрофон конденсаторного типа, однако в отдельных случаях потребуется задействовать оба.

Предусилитель

Микрофонный предусилитель или преамп – специальное устройство, которое позволяет поднимать уровень сигнала, идущего из микрофона до линейного. Современные усилители часто имеют встроенные устройства для динамической обработки и частотной коррекции записи. К первым относятся гейт, компрессор, лимитер, ко вторым – эквалайзер.

В некоторых преампах есть возможность удаления артефактов. Так, «де-эссер» иправляет шипящие и свистящие звуки.

Предусилитель предпочтителен ламповый, на полупроводниковой схеме. Благодаря этому звук становится более красивым и чистым. Обязательно в преампе должно быть фантомное питание для возможности подключения конденсаторных микрофонов.

Звуковая карта

Аналоговый сигнал, идущий от конденсаторного микрофона, необходимо «оцифровать» для того, чтобы со звуком можно было работать на компьютере. Для этого нужна звуковая карта или звуковой интерфейс.

Обычно простые встроенные в компьютер заранее карты не справляются с задачами, которые ставят перед ними профессиональные музыканты. Звуковые карты для домашней студии звукозаписи лучше приобретать отдельно. Ценовой диапазон на приобретение такой карты начинается от 3000 до 5000 рублей. Из модельного ряда хороши марки Creative, M-Audio, по мощности – от 24бит на 48кГц.

Наушники

Наушники для звукозаписывающей студии, пожалуй, один из самых важны элементов. От их качества зависит восприятие материала при обработке звука. Само собой, студийные наушники не должны пропускать никаких звуков, а также быть удобными для владельца.

Шумоизоляция домашней студии звукозаписи

Когда все оборудование выбрано, необходимо позаботиться и о звукоизоляции самого помещения. Если под домашнюю студию используется комната в многоэтажном панельном доме, необходима организация кабинки для записи звука. Ее можно соорудить самостоятельно, если вы мастер на все руки, или заказать в ремонтной мастерской – небольшой короб из бруса, в качестве звукоизоляционных материалов идут минеральная вата эко, пенопласт или поролон. Стены обиваются тканью, на пол (а можно и на стены) кладется ковролин с толстым и высоким ворсом. Он дополнительно поглощает звук.

Удачи в организации вашей персональной домашней студии звукозаписи!

Вконтакте

Оборудование для звукозаписи (Полная версия)

Запись композиций
Выбираем звукозаписывающую аппаратуру
Микрофоны
Мониторы
Наушники
Звуковые процессоры и эффекты
Нужные вещи
Словарь терминов

Итак, вы ищете комплект звукозаписывающей аппаратуры или какую-либо его часть, но никак не можете выбрать? В этом небольшом обзоре вы получите основную информацию об оборудовании для записи, изучите терминологию и сможете сами сделать выбор. Выбрать аппаратуру легко - надо просто определить для себя какого рода проектами вы хотите заняться, а затем подобрать оборудование в соответствии с требованиями.

В этой статье мы подробно ознакомим вас с устройствами, которые пригодятся любому музыканту, интересующемуся звукозаписью. Первое, что вам нужно - это, разумеется, устройство для непосредственной записи музыки. Еще вам понадобится устройство для воспроизведения записанной композиции, для прослушивания и анализа. Ну и третье - записанную музыку надо как-то распространять.

На нашем сайте вы сможете найти множество книг и видеокурсов, содержащих различного рода информацию о процессе звукозаписи, от основ до профессиональных хитростей. Также вы можете найти полезными советы и , написанные профессиональными музыкантами.

Что и как вы планируете записывать?

Давайте сначала развеем миф о том, что оборудование для записи нужно подбирать в зависимости от жанра музыки, в котором вы играете. Держите в уме этот тезис и подумайте вот над чем: какое оборудование, и какие характеристики вам нужны, исходя из типа записи

1. Запись сольных композиций или дуэтов.

Если вы работаете над небольшим сольным проектом или дуэтом, вам может пригодиться следующий . Будь у вас звукозаписывающая система на ПК или многоканальное устройство для записи, вам однозначно понадобится возможность синхронной записи 2-4 каналов, как минимум 1 , и/или для воспроизведения и сведения записей, а также надежные и ввода/вывода для подключения аппаратуры, одна или пара микрофонных стоек. Вам понадобится много входных разъемов для микрофона или гитары и других инструментов, синтезатора или сэмплера. Несмотря на наличие встроенных эффектов у вашей системы, вам может понадобиться внешний звуковой . Также может пригодиться дополнительное оборудование, как например .

2. Запись групп.

Для создания демо-записи группы вам понадобится: возможность одновременной записи 4-16 каналов, разъем входа/выхода MIDI, и для воспроизведения и сведения, достаточное количество необходимых кабелей и разъемов под них, несколько микрофонных стоек, специализированный микрофонный предусилитель, аудио компрессор (1 или 2) для вокала, сольных инструментов, особенно акустических. Этого должно быть достаточно для записи целой группы, правда, комплектации может варьироваться исходя из того, сколько микрофонов и инструментов задействовано. Вам может понадобиться микшер на 12 каналов и или больше и 2 шины, в зависимости от разъемов и возможностей микширования аудиоинтерфейса или записывающей аппаратуры. Для увеличения возможностей обработки сигнала пригодится специализированное ПО или внешний звуковой процессор, лучше два. Также может вам может понадобиться: директ-боксы, поп-фильтры, акустическая пена, для мониторов и другие аксессуары.

3. Запись больших проектов.

Если у вас есть на примете помещение, оборудованное для звукозаписи, и вы работаете над большими проектами высокого уровня, вам необходима цифровая звуковая рабочая станция (ЦЗРС), отдельная или подключаемая к компьютеру, которая может записывать от 16 каналов одновременно. Профессиональные звукозаписывающие студии должны включать несколько пар мониторов и огромный выбор наушников. Также необходимы самые разные микрофоны, от простых динамических до ленточных и конденсаторных для записи всех возможных инструментов. Будет полезен целый набор звуковых процессоров, таких как микрофонные предусилители, компрессоры, лимитеры, эквалайзеры, каналы записи и эффект-процессоры. Высококачественный микшер с 24 каналами и больше и, как минимум, с 4 или больше шинами и групповыми секциями в дополнение к основным лишним не будет. Правильное использование акустической пены поможет избежать ненужного эха или резонансных эффектов внутри студии, тем самым "очищая" запись от шума. Также может вам могут понадобиться такие аксессуары как: стойки и подставки для мониторов, изолирующие прокладки для мониторов, многоканальные усилители для наушников, директ-боксы, поп-фильтры, звукоизолирующие пластины и др.

Выбираем звукозаписывающую аппаратуру

Основные характеристики - Обратите внимание на количество дорожек; аудио, MIDI, физических и виртуальных, т.е. сколько дорожек вы сможете записывать и проигрывать одновременно. Практически все современные многоканальные устройства позволяют редактировать и сводить музыку.

Входы/выходы - Количество и тип разъемов входов/выходов также является важной характеристикой: Балансные, небалансные, с фантомным питанием, XLR, 1/4 дюйма, TRS, MIDI, Hi-Z, объемный звук, RCA, S/PDIF, word clock, ADAT и AES/EBU для подключения системы и USB, а также FireWire для подключения к компьютеру.

Элементы управления - Проверьте микшерную панель, типы и качество расположенных на ней элементов управления, таких как: фэйдеры, регуляторы, ручки, эквалайзер, и посылы. Если микшерная панель отсутствует, купите ее.

Устройство хранения информации - Мультитрекеры записывают всю информацию на встроенную флеш-память или жесткий диск, у некоторых есть возможность подключения внешнего устройства или замены оригинального диска на больший. Имейте ввиду, что аудиофайлы мультитрекера занимают много места.

Дополнительные устройства - Вот пример дополнительных устройств, которые могут облегчить процесс записи: внутренний MIDI-секвенсер и звуковой модуль, встроенный эффект-процессор, отдельная секция мастеринга и устройство для записи CD/DVD дисков. Не спешите с выбором, посмотрите удобно ли вам их расположение.

Выбираем компьютерный аудиоинтерфейс.

Основные характеристики - Самое главное, на что нужно обратить внимание при выборе - подходит ли ваш компьютер под его системные требования. Проверьте две вещи: как он подключается к компьютеру и системные требования. Основными протоколами подключения являются: PCI, USB, FireWire, и PCMCIA или PC Card. Просмотрите требования к памяти, процессору, типу соединения и удостоверьтесь, что ваш компьютер подходит.

Входы/выходы - Количество и тип разъемов аудио входов/выходов также являются важной характеристикой: Балансные, небалансные, с фантомным питанием, XLR, 1/4 дюйма, TRS, MIDI, Hi-Z, объемный звук, RCA, S/PDIF, word clock, ADAT и AES/EBU. Обратите внимание на количество одновременно записываемых и проигрываемых аудио каналов.

Элементы управления - Некоторые компьютерные интерфейсы включают аппаратные элементы управления, некоторые - программные, есть и с теми и другими. Также часто в комплект включается микшерное ПО для маршрутизации входов/выходов и регуляторов уровней.

Качество звука - Проверьте спецификацию по битрейту, частоте дискретизации у АЦП (аналого-цифровой преобразователь). В общем, чем больше значение этих характеристик, тем выше качество звука при стандартных 16-бит/44.1кГц для CD. Высокие значения частоты дискретизации дают большие амплитудный и высокочастотный отклики при цифровой записи, а это важные параметры для студийной записи.

Временная задержка - Все компьютерные аудио интерфейсы обладают задержкой, но у качественных моделей она еле заметна. Большинство лучших интерфейсов дают возможность измерять и управлять величиной задержки. Некоторые позволяют вести мониторинг сигнала. Интерфейсы со слишком большой задержкой делают практически невозможным такие операции как: мониторинг в реальном времени и сведение. "Медленный" компьютер будет только увеличивать задержку.

Программное обеспечение - Почти все производители прилагают ПО к своим интерфейсам для трекинга и секвенсинга, добавления эффектов или виртуальных инструментов - все это поможет создавать различные композиции на вашем компьютере. Убедитесь, что компьютер удовлетворяет системным требованиям ПО, так как именно на нем будет производиться львиная доля всей работы. Необходимый минимум ПО: приложение для записи, редактирования и микширования треков. Некоторое ПО предлагают стандартные возможности мультитрекеров, другие используют "петлевую" систему, есть такие, которые используют и то и другое. Функции создания эффектов и виртуальных инструментов заменяют использование аналогичных устройств.

Выбираем микрофоны

Выбираем мониторы

Основные характеристики - Студийные мониторы жизненно необходимы для получения качественных записей. Звуки записываются, сводятся один с другим, смешиваются, редактируются и т.п., а мониторы, в свою очередь, предоставляют полную картину о процессе; они - ваша первая линия обороны в борьбе с плохой записью. Большинство используемых сегодня мониторов - это мониторы ближней зоны. При выборе монитора обратите внимание на такие характеристики, как частотный отклик и коэффициент нелинейных искажений (КНИ), так как по ним определяется точность прибора. Размер твиттера и вуфера также влияет на то, как точно динамик воспроизводит аудио, так как мембраны большего диаметра передают низкие частоты более естественно. Если вы записываете бит или бас-музыку, или саундтрек к фильму или телепередаче, сабвуфер или другая аппаратура для объемного звучания будут очень полезны при мониторинге расширенных нижних частот, плюс они обладают дополнительными каналами.

Входы/выходы - Для соединений мониторы обычно используют разъемы 1/4 дюйма, XLR, RCA и S/PDIF. У некоторых присутствуют только небалансные или балансные входы/выходы или и те, и другие.

Активные/пассивные - Активные мониторы обладают собственным усилителем мощности и встроенными элементами управления, часто встречаются тип Bi-Amp. Преимуществом работы мониторов Bi-Amp является наличие двух усилителей - мощности и сигнала, так что нет необходимости в приобретении оных отдельно. Би-усиление позволяет каждому динамику (вуферу и твиттеру) работать в своих частотных диапазонах для корректного воспроизведения. Пассивные мониторы используют отдельный, внешний усилитель мощности, что делает более гибким процесс выбора компонентов и настройку звуковой системы. Пассивные мониторы обычно обладают высококачественным кроссовером для идеально точного разделения высоких и низких частот.

Дополнительные функции - К расширенным возможностям мониторов относятся: элементы управления эквалайзером, функции компенсации акустики помещения, управление балансом и фильтры.

Выбираем наушники

Основные характеристики - Наушники обычно используются для мониторинга во время трекинга и сведения, однако более дорогие и качественные модели могут быть использованы для практически чего угодно. При выборе наушников обратите внимание на такие характеристики, как частотный отклик и коэффициент нелинейных искажений (КНИ), так как по ним определяется точность устройства. Размер мембраны также влияет на то, как точно динамик воспроизводит аудио, так как мембраны большего диаметра передают низкие частоты более естественно.

Входы/Выходы - в наушниках используют разъемы либо 1/8 дюйма, либо стерео - 1/4 дюйма, и обычно поставляются с адаптером для подключения к любому из имеющихся.

Дополнительно - Некоторые наушники оснащены функциями подавления шума, встроенным эквалайзером, отсоединяемым кабелем или беспроводным соединением. Но ни одна из этих функций не является обязательной для записи.

Выбираем звуковые/эффект процессоры

Основные характеристики - Звуковые процессоры - это модули, которые могут производить от одного до нескольких тысяч различных эффектов. Определенные типы процессоров, такие как компрессоры, предусилители, эквалайзеры, шумоподавители и лимитеры служат для одной определенной цели и различаются лишь качеством и типом управления. Ревербераторы, дилэи, эксайтеры/энхансеры могут производить один эффект, но в различных вариациях. Мультиэфффект-процессоры производят множество различных эффектов, включая их вариации. Основным параметром выбора звукового процессора является тип производимого звука, подходит и нравится ли он вам.

Входы/Выходы - Большинство звуковых процессоров имеют разъемы 1/4 дюйма, TRS, XLR, а также RCA, S/PDIF, ADAT, word clock и AES/EBU.

Аппаратные/Программные - Эффект-процессоры могут быть как аппаратными, так и программными. Аппаратные процессоры бывают настольными, стоечными, а также существуют так называемые "педалборды"; наиболее распространены стоечные. Программные процессоры могут быть установлены на вашем компьютере, как любое другое ПО, и использованы с вашей звукозаписывающей аппаратурой.

Качество звука - Проверьте спецификацию по битрейту, частоте дискретизации у АЦП (аналого-цифровой преобразователь). В общем, чем больше значение этих характеристик, тем выше качество звука при стандартных 16-бит/44.1кГц для CD. Высокие значения частоты дискретизации дают большие амплитудный и высокочастотный отклики при цифровой записи, а это важные параметры для студийной записи. Существуют таблицы с характеристиками для определенных частотных откликов и коэффициентов нелинейных искажений для некоторых звуковых процессоров, которые позволяют понять весь принцип обработки аудио.

Элементы управления - Проверьте насколько полное управление предлагает вам процессор. Это выражается не в количестве регуляторов, а в диапазоне параметра, охватываемого регулятором. Устройства, предоставляющие большие возможности управления, дают больше гибкости в обработке звука.

Выбираем дополнительные устройства

Некоторые доп. устройства иногда крайне нужны, но в большинстве просто делают процесс записи легче. Вам могут понадобиться стоки для мониторов, специальный стол, панель для разъемных соединений, акустическая пена, стабилизаторы или стойки для процессоров. Вам точно понадобятся кабели, стойки для микрофонов, носители информации и дополнительное устройство хранения информации для записанных треков.

Все необходимое оборудование вы можете приобрести на нашем сайте. У нас имеются в наличии: кассетные магнитофоны, многоканальные устройства записи, компьютерные аудиоинтерфейсы, комплектующие для компьютеров, необходимое программное обеспечение, микрофоны, предусилители, звуковые процессоры, микшеры, наушники, мониторы TASCAM, Fostex, Roland, Yamaha, Korg, Presonus, Digidesign, M-Audio, E-MU, MOTU, Behringer, Cakewalk, Alesis, Apple, Steinberg, Sony, BIAS, Event, JBL, Mackie, AKG, Shure, RøDE, MXL, Audio-Technica, TC Helicon, ART, Avalon, Lexicon, Universal Audio и Allen & Heath.

Словарь терминов

Разъем 1/4 дюйма - Также известен как телефонный разъем.

Разъем 1/8 дюйма - Также известен как мини стерео. Параметры идентичны разъему 1/4 дюйма , разница лишь в диаметре (1/8 дюйма)

Объемный звук 5.1 - Смотри объемный звук

Объемный звук 7.1 - Смотри объемный звук

АЦП - Прибор, преобразующий аналоговый аудио сигнал в цифровой. Аббревиатура для аналого-цифрового преобразователя.

AAC or Advanced Audio Codec - Формат аудиофайла с меньшей потерей качества при кодировании, меньшим размером и меньшим диапазоном охватываемых частот, чем MP3.

AC-3 - формат кодирования аудио схожий с форматом Dolby Digital, воспроизводит эффект объемного звука на двух каналах.

Акустическая пена - Звукоизолирующий материал. Пена используется в студиях для изменения естественной акустики помещения для облегчения процесса записи. Также может быть использована для уменьшения уровня шума.

ADAT - аббревиатура для Alesis Digital Audio Tape. Изначально так называлось устройство компании Alesis, которое записывало 8 дорожек цифрового аудио сигнала на пленку SVHS, однако сейчас термин обозначает оптическое соединение, передающее одновременно 8 дорожек аудио. Используется оптический метод передачи данных называемый Light Pipe.

AES - Общество звукотехники (Audio Engineering Society)

AES/EBU - Интерфейс передачи цифровых аудиосигналов, разработанный AES и EBU в 80-х. Обычно используется подключение AES I типа: трёхпроводной, 110-омный двужильный кабель с разъёмом XLR.

AIFF - Формат аудио файлов (Audio Interchange File Format), стандарт операционных систем семейства MacOS для несжатого цифрового аудио.

Амплитуда - Величина, характеризующая силу аудио сигнала, измеряется в дБ.

Аналоговый - Форма воспроизведения аудио, в котором форма сигнала характеризуется изменением напряжения. Точность воспроизведения при этом зависит только от характеристик записывающей и проигрывающей аппаратуры.

Аналого-цифровой преобразователь - Прибор, преобразующий аналоговый аудио сигнал в цифровой. Также называется АЦП.

ASIO - Ввод/вывод потоковых аудиоданных (Audio Stream Input/Output). Протокол передачи данных, разработанный компанией Steinberg в качестве спецификации к аудио драйверу, предназначенному для операционных систем Windows и MacOS. ASIO обладает малой задержкой.

Назначить - Направить аудио сигнал на один или несколько каналов.

ATRAC - Алгоритм сжатия аудио (Adaptive Transform Acoustic Coding) Собственный формат компании Sony, разработанный для MiniDisk. ATRAC позволил уменьшить объем носителя информации для аудио в пять раз путем игнорирования сигнала, уровень которого был ниже порога чувствительности.

Атака - Часть ноты от начала волны до ее максимального значения.

Аудиоинтерфейс - См. компьютерный аудио интерфейс.

Качество воспроизведения звука - общее качество аудио, обработанного любым устройством. Часто используется в качестве характеристики АЦП и других цифровых устройств.

Автоматическое микширование - Компьютеризированная система для микшерных пультов, хранящая настройки и все последовательности микширования. Все настройки и последовательности можно отменить или изменить.

Вспомогательная шина(Aux Bus) - Специализированная шина для передачи аудио сигналов отдельно от основной шины. См. также шина.

Вспомогательный посыл (Aux Send) - Элемент управления на входном канале, который задает величину сигнала, посылаемого на вспомогательную шину.

Балансное соединение - Разъем с 2 изолированными проводниками, передающими сигнал в противофазе. Балансное подключение обеспечивает минимальную величину шума при передаче аудио в чувствительных к шуму средах, таких как студии звукозаписи и места с живой музыкой. Требует балансные входы/выходы и балансные кабели.

Система управления басами - Система кроссовера, разработанная для акустических систем со специализированным сабвуфером. Используется для систем с объемным звуком 5.1, записи/микширования.

Бас-ловушка - Акустическое устройство, поглощающее излишне громкие низкие частоты.

Би-усиление или Biamp - Практика использования отдельных усилителей мощности для передачи раздельных элементов в модуль воспроизведения. Часто их совмещают с активным усилением (усилитель встроен в динамик)

Битовая грубина - Число битов на один фрагмент аудио сигнала, получаемых при аналого-цифровом преобразовании. Измеряется в битах, возможны величины: 16, 24, 32, 48 бит и т.д.

Битрейт - Скорость прохождения битов информации. В цифровом аудио величина битрейта равна частоте дискретизации (измеряемой в кГц) умноженной на число битов фрагмента. Чем больше величина битрейта, тем выше качество цифрового аудио.

Пульт - Разг. для «микшерная панель».

Баунсинг/сведение - Практика смешения двух и более дорожек и записи полученного на неиспользуемую дорожку при многоканальной записи. Позволяет освободить/перезаписать исходные дорожки для получения большего пространства для записи.

Панель для разрывных соединений - Часть схемы, содержащая панель ввода/вывода компьютерного аудиоинтерфейса. Обычно присоединяется к компьютеру кабелем через звуковую карту, USB или FireWire.

Шина - Проводник, передающий аудио сигналы от одного и более источников к другим источникам. Обычно используется для перенаправления аудио сигналов на микшер.

CD - Аббревиатура для компакт-диска (Compact Disc). Носитель информации высокой плотности, обычно используемый для хранения завершенных композиций. Пятидюймовые диски могут вмещать до 74 минут аудио или до 650 Мб данных. Это совместная разработка компаний Sony и Philips. См. также CD-ROM, CDR или CD/RW.

CD Резак - Разг. для «устройство для записи данных на диски формата CD-R или CD-RW».

CD-привод - также называется CD-ROM, CDR привод, CD-RW привод. Устройство для чтения дисков формата CD. Устройство называют CD привод, когда оно подсоединяется к аудио системе, CD-ROM - к компьютеру. Привод, обладающий возможностью записи на CDR диски, называется CDR-привод. Привод, обладающий возможностью чтения/записи на диски, называется CD-RW привод.

CD-ROM - разновидность компакт-дисков для хранения информации. Пятидюймовые диски предназначены для распространения ПО и другой информации. См. также CD, CDR или CD/RW.

CDR - Краткое от CD-Recordable (с возможность записи). Компакт-диск, на который можно записать информацию при помощи CDR-привода. См. также CD, CD-ROM или CD/RW.

CD/RW - Краткое от CD-ReWritable (с возможностью перезаписи). Компакт-диск, на который можно записать информацию при помощи CD-RW привода. См. также CD, CD-ROM или CDR.

Канал - Линия передачи аудио, проходящая через микшер, набор процессоров, каналы записи или аудиоинтерфейс.

Канальная ячейка - См. канал записи

Хорус - Основная часть песни, которая повторяется несколько раз в течение одной композиции. Также специальный эффект, выражающийся в объединении сигнала с таким же, но с задержкой или отфильтрованным, для создания эффекта волны или мерцания.

Сырой - Необработанный. Также называется звук без шума, искажения и помех.

Чистый - Отчетливо слышимый звук. Ненагруженный, незаглушенный звук с достаточным количеством высоких, средних и низких частот.

Сжатие - Уменьшение динамического диапазона и коэффициента усиления компрессором. Сжатие можно применять для удаления неустойчивых сигналов, усиления звука, увеличения сустейна гитары, очищения вокала или выдвижения некоторых звуков на передний план путем увеличения общего уровня. См. также компрессор, компрессор данных.

Компрессор - Модуль, производящий сжатие аудио сигнала, обычно с элементами управления, позволяющими настроить как и насколько будет сжат оригинальный сигнал.

Компьютерный аудиоинтерфейс - Любой модуль, позволяющий передать данные в компьютер. Обычно так называют звуковые карты и разрывные панели, или совмещенные устройства.

Подключение к компьютеру - Возможность подключения устройства к компьютеру для цифровой передачи аудио.

Компьютерная запись - См. ЦЗРС. Система многоканальной записи, обычно приложение для ПК. В большинстве случаев обладает возможностью редактирования.

Сжатие данных - Схема кодирования, при которой уменьшается размер исходного файла. Наиболее популярными форматами являются: AAC, MP3, Quicktime, WMA и AIFF.

ЦЗРС - Аббревиатура для цифровой звуковой рабочей станции. Термин обычно относится к ПО для записи и редактирования аудио.

Дилэй - Звуковой процессор, который формирует задержку сигнала и имитирует чёткие затухающие повторы (эхо) с заданным интервалом времени. Также так называется интервал, в течение которого повторяется исходный сигнал. Дилэй или задержка является прародителем всех временных эффектов, таких как хорус и фленжер.

Директ-бокс - Устройство, предназначенное для буферизации или изоляции Hi-Z гитарных и басовых сигналов для того, чтобы напрямую, без усиления поместить их в канал записи, микшер, устройство записи или компьютерный аудиоинтерфейс. Директ-боксы бывают активные и пассивные, с несколькими входами/выходами для присоединения нескольких инструментов одновременно.

ЦОС - цифровая обработка сигналов. Схема для цифровой обработки сигналов, оптимизированной для аудио. Данная схема проводит сверхбыстрые математические вычисления для анализа и редактирования аудио сигналов. ЦОС-схемы обеспечивают ЦЗРС дополнительными мощностями.

DVD - Аббревиатура для Digital Versatile Disc (цифровой многоцелевой диск), ранее известен как Digital Video Disc (цифровой видеодиск). Цифровой носитель информации высокой плотности, предназначенный для использования в компьютерах. видео и аудио аппаратуре. См. также DVD-ROM, DVD-R, DVD/RW.

DVD-ROM - разновидность компакт-дисков для хранения информации. Пятидюймовые диски предназначены для распространения ПО и другой информации. См. также DVD, DVD-R или DVD/RW.

DVD-R - Краткое от DVD -Recordable (с возможностью записи). Компакт-диск, на который можно записать информацию при помощи DVD-R привода. См. также DVD, DVD-ROM или DVD/RW.

DVD/RW - Краткое от DVD-ReWritable (с возможностью перезаписи). Компакт-диск, на который можно записать информацию при помощи DVD-RW привода. См. также DVD, DVD-ROM или DVD-R.

EBU - Европейский вещательный союз (European Broadcast Union).

Редактирование - организация, реорганизация, изменение или сборка записанного аудио.

Эффект-процессор - Программное приложение или устройство, предназначенное для модификации звуков и аудио сигнала путем добавления различных эффектов. Эффект-процессоры могут создавать один эффект, например задержку, или сразу целый ряд эффектов, таких как задержка, реверберация, хорус, фленжер, сжатие, эквалайзер, фильтрация и т.п.

Энхансер - Также известен как эксайтер. Звуковой процессор, использующий частотный анализ, сжатие, эквалайзер и различные фильтры для придания изюминки звуку. Часто используется для выдвижения определенных аспектов композиции на передний план, особенно во время мастеринга.

EQ - Краткое от эквалайзер. Обычно называют устройство, позволяющее управлять определенными частотами или набором частот в пределах обрабатываемого аудио сигнала. Может использоваться для придания "формы" звуку или удаления ненужных элементов из аудио сигнала.

Эксайтер - см. энхансер.

Фэйдер - Регулятор ползункового типа с функциями, схожими с функциями регуляторов вращающегося типа. Обеспечивает более плавное регулирование, точное управление и визуализацию величины регулируемого параметра.

Фильтр - Аудио устройство, уменьшающее подавляющее частоты вне заданного диапазона.

FireWire - Также известен как IEEE 1394. Высокоскоростной, стабильный протокол передачи данных для высокопроизводительной последовательной шины между цифровыми устройствами по стандартным соединительным проводам. Он также позволяет последовательное подключение устройств (до 63) на одну шину. FireWire может быть использован для подключения периферийных аудио устройств и компьютера. По FireWire можно передавать MIDI или аудио данные, при этом скорость передачи позволит не волноваться о задержках сигнала. Существует два типа протокола: старый FireWire 400 и более быстрый FireWire 800. Скорость передачи данных в FireWire 400 - 400 Мбит/сек. Скорость передачи данных в FireWire 800 (IEEE 1394b) - 800 Мбит/сек.

Фленжер - Эффект, при котором сигнал копируется, разделяется на два независимых сигнала, затем один сигнал поступает на линию задержки и сводится со вторым для создания "летящего", пустого звука, сходного со звуком летящего самолёта.

Флеш-память - Тип внешнего носителя информации, который сохраняет информацию после отключения от источника питания. Флеш-память, как RAM и ROM (ОЗУ и ПЗУ) не имеет съемных частей, но обладает большой емкостью, как и жесткие диски.

Частотный диапазон - Набор частот, который подвергается отработке в звукозаписывающей аппаратуре. Обычно находится в пределах 20Гц-20кГц. Объединенный с коэффициентом нелинейных искажений дает представление о точности работы устройства.

Частотный отклик - Эта характеристика, как зависимость величины амплитуды выходного сигнала от частотного диапазона, также говорит о точности работы устройства. Характеристика (20Гц-20кГц ±3дБ) говорит о том, что у входного сигнала в диапазоне частот 20Гц-20кГц величина выходного сигнала будет в указанных пределах (±3дБ). По другим частотам, не входящим в заданный диапазон, амплитуда выходного сигнала может не входить в упомянутые пределы. Широкий и плоский частотный отклик дает более точное представление о качестве воспроизводимого аудио.

Жесткий диск - Основной носитель информации в современных компьютерах, обладающий функциями чтения, записи. редактирования и стабилизации. Внутренние жесткие диски подключаются через шины IDE, SCSI или SATA, внешние - через SCSI, FireWire или USB. Емкость жестких дисков обычно измеряется гигабайтами. При использовании с ЦЗРС проверьте характеристики функций записи/чтения/доступа, кэширования и уровня шума.

Наушники - Устройство с парными динамиками для ношения на голове для мониторинга аудио материалов. Наушники бывают закрытого, открытого и полуоткрытого типов. Наушники закрытого типа изолируют ухо от внешнего мира, идеальны для мониторинга во время записи и воспроизведения. Наушники открытого типа располагаются на наружном ухе, но не изолируют его от внешней среды и звукового окружения. Полуоткрытые наушники являются комбинацией открытого и закрытого типов. Они изолируют ухо, но обычно имеют полуоткрытые чашки, которые позволяют проигрываемому аудио более естественно смешиваться с акустикой внешней среды при довольно высоком уровне изоляции.

Hi-Z - Краткое от высокий импеданс (high impedance). Z - популярная аббревиатура для обозначения импеданса, hi - краткая версия слова high (высокий). Обычно термин встречается при обсуждении разъема 1/4 дюйма (разъем с высоким импедансом), величина колеблется от нескольких тысяч Ом и больше. Обычно разъемы с высоким импедансом используются в качество входов микшера, мультитрекера, компьютерного аудиоинтерфейса для гитары или баса.

I/O - Краткое обозначение входов/выходов (input/output).

IDE - Аббревиатура для параллельного интерфейса подключения накопителей (Integrated Drive Electronics). Данный стандарт соединения используется для подключения жестких дисков и других периферийный устройств. IDE отличается стабильной, надежной работой, сравнительно недорог.

IEEE - Аббревиатура для Института инженеров электротехники и электроники (Institute of Electrical and Electronics Engineers) Произносится как "Ай-трипл-И".

Импеданс - Отношение сопротивления цепи к величине переменного тока, измеряется в Ом. Относительно аудио, импеданс классифицируется как высокий и низкий. Z - Краткое от импеданс.

Задержка - обычно так называют величину временной разницы между моментом поступления сигнала на аудиоинтерфейс и моментом воспроизведения сигнала после компьютерной обработки. MIDI устройства могут обладать задержкой между моментом посыла команды и воспроизведением. Жесткие диски могут обладать задержкой между началом исполнения команды на чтение/запись и последующим действием.

Light Pipe - еще одно название для оптического ADAT соединения или кабеля. См. ADAT.

Лимитер - Звуковой процессор, который управляет динамикой аудио сигнала. Лимитер устанавливает пороговое значение абсолютной величины амплитуды выходного сигнала и не пропускает сигналы, не удовлетворяющие заданному значению. Работает так же, как и компрессор.

Петлевая система - Термин, обычно применяемый к секвенсорам или многоканальному аудио ПО, принцип работы которых состоит в "петлевом" повторе звука или последовательности звуков снова и снова, вместо линейного трекинга аудио, как это делает стандартный мультитрекер. Обычно используется в качестве простого и быстрого способа построения ритмов для песен, повторения также используются для создания танцевальных треков, хип-хопа, экспериментальной электронной музыки и т.п.

Мастеринг - Процесс, в котором финальная версия записи микшируется и готовится для распространения. Он обычно включает в себя использование лимитирования, сжатия, эквалайзера, нормализации, стерео-расширителя и редактирования для достижения профессионального и согласованного аудио, используемого в современном оборудовании для радиостанций и т.п.

Регулятор - Устройство, дающее визуальное представление уровня аудио сигнала. Чем точнее регулятор, тем качественнее представление.

Микрофонный предусилитель - Часть входного аудио канала, усиливающая сигнал до уровня схемы. Микрофонные предусилители могут быть как отдельными устройствами, так и встроенными в микшер, ячейки канала, аудиоинтерфейс или устройство звукозаписи.

MIDI - Аббревиатура для "цифровой интерфейс музыкальных инструментов" (Musical Instrument Digital Interface). Протокол связи электронных инструментов и периферийного оборудования. Он передает каждый аспект музыкального выступления кроме аудио сигнала.

Канал MIDI - канал для отправки/получения MIDI сигналов. MIDI кабель может одновременно передавать 16 MIDI каналов.

Интерфейс MIDI - Программный интерфейс для отправки/получения MIDI сигналов.

MIDI порт - Особый 5-пиновый разъем для отправки/получения MIDI сигналов. Для функционирования требуется специальный MIDI кабель.

Звуковой MIDI модуль - Также известен тоновый генератор. См. звуковой модуль.

Микширование - Процесс использования микшера, программного или аппаратного, для настройки уровней и эквалайзера для музыкальной композиции или другого аудио.

Модуляция - Манипуляция аудио, в которой используется контрольный сигнал для построения частоты, амплитуды, формы и периода волны или уровня другого сигнала. Является основным принципом синтеза.

Монитор - То же, что и студийный монитор. Динамик, специально разработанный для высококачественного воспроизведения аудиоматериала для прослушивания во время записи. Существуют мониторы ближнего поля, с объемным звуком, активные и пассивные. Мониторы ближнего поля предназначены для использования на очень близком расстоянии до слушателя, чтобы минимизировать посторонние шумы. Системы мониторов с объемным звуком используют все те же динамики, что и обычные акустические системы 5.1. Активные мониторы обладают встроенными усилителями мощности и не нуждаются в дополнительных. Пассивные мониторы - это традиционные динамики, требующие внешнего усилителя мощности.

Звукозаписывающий прибор, который осуществляет одновременную запись на два и более канала. То же самое, что и мультитрек или мультитрекер. Процесс использования мультитрекера часто называется трекингом.

Шум - Нежелательный звук, появляющийся в аудио из-за работы оборудования или большого коэффициента усиления. Включает в себя гул, свист и интерференцию.

Шумоподавитель - Устройство, используемое для уменьшения или полного устранения шума.

Нормализация - Функция ЦОС-схемы, которая анализирует аудио сигнал, определяет секцию с наивысшей громкостью, приводит ее к уровню до изменения, а затем поднимает уровень громкости остального сигнала на рассчитанную величину, так что весь сигнал становится громче.

Наложение - Процесс записи нового аудио поверх, параллельно или в уже существующее аудио для совмещения двух композиций во что-то новое. Обычно включает воспроизведение уже существующего аудио для записи новых частей в нужных частях, но для компьютерной записи это не является необходимым.

Панель для разъемных соединений - Устройство со множеством разъемов (входов/выходов) для соединения друг с другом частей звукозаписывающего оборудования. Обычно они идут в виде стойки с различными типами разъемов.

PCI - Обозначает взаимосвязь периферийных компонентов (Peripheral Component Interface). Слоты расширения PCI на материнской плате позволяют осуществить высокоскоростное подключение устройств типа звуковых процессоров. Шина PCI бывает 32- или 64-битной и характеризуется скоростью передачи данных 132 Мб/сек и частотой 33МГц.

PCMCIA - Обозначает Международная ассоциация по разработке стандарта плат памяти персональных компьютеров (Personal Computer Memory Card International Association), организация, разработавшая стандарт для слотов расширения таких небольших устройств, как факсы, лэптопы и т.п. Карты PCMCIA, также известные как PCMCIA-card, размером приблизительно со стандартную кредитную карту. Обычно используются 32-битные шины для подключения аудио оборудования для ноутбуков и др.

Фантомное питание - Питание от источника постоянного напряжения, обычно в пределах от 12 до 48В, подаваемое на микрофонный вход XLR для мощных конденсаторных микрофонов. Часто у микшеров, предусилителей и аудиоинтерфейсов имеется встроенный источник фантомного питания, но довольно полезно иметь внешний источник.

Телефонный разъем - Также известен как разъем на 1/4 дюйма. Небалансное соединение для подключения коммутационных кабелей телефонного типа. Самое основное соединение для аудио.

Воспроизведение - Проигрывание записанного аудио для обнаружения неточностей, анализа звука, тональности; часто используется до и после сведения, редактирования, микширования или мастеринга.

Плагин - Программный модуль, динамически подключаемый к основной программе, предназначенный для расширения её возможностей. Для аудио, этот термин обычно относится к программным эффект-процессорам и виртуальным инструментам.

Поп-фильтр - Устройство, используемое для защиты чувствительных микрофонов от резких звуков, обычно называемых "поп" или хлопок. Конструкция поп-фильтров делается прозрачной для звуков, чтобы не заглушать звуковые волны, идущие к микрофону. Обычно поп-фильтр представляет собой сетчатый круг, 15-20 см в диаметре, расположенный на расстоянии 2-20см от микрофона. Некоторые микрофоны обладают встроенным поп-фильтром.

Усилитель мощности - Устройство, усиливающее мощность аудио сигнала путем повышения уровня мощности входного сигнала до заданной величины на выходе. В процессах звукозаписи, УМ используются для повышения мощности выходного сигнала звукозаписывающего устройства или микшера для мониторинга.

Стабилизатор - Устройство, включающееся между источником питания и приборами, обеспечивающее защиту от скачков напряжения в сети. Обычно стабилизаторы также служат в качестве шумовых фильтров для электрических сигналов.

RCA - Более правильное название телефонного разъема, данный тип подключения был разработан и популяризирован корпорацией RCA для использования в собственном оборудовании. Чаще всего используется в стереопарах.

Канал записи - Также называется канальной ячейкой. Устройство спроектировано работать как отдельный канал, в отличие от традиционного пульта. Канал записи обычно включает предусилитель, компрессор и эквалайзер. В большинстве дополнительно имеются входы/выходы, регуляторы и контроллеры уровней.

Реверберация - Серия многократно отраженных звуков, обогащающая исходный звук. В природе эффект реверберации возникает в пространстве, ограниченном твердыми объектами. Устройства, разработанные для создания данного эффекта, называются ревербераторами.

S/PDIF - Аббревиатура для интерфейса формата передачи цифровых сигналов (Sony Philips Digital Interface Format), разработанного компаниями Sony и Philips. Интерфейс формата передачи цифрового аудио, использующий оптические или коаксиальные линии передач. S/PDIF разработан на основе стандарта AES/EBU.

Частота дискретизации - Количество измерений уровня аудио сигнала в секунду при аналого-цифровом преобразовании. Измеряется в кГц, возможные величины: 144.1кГц, 48кГц, 88кГц, 96кГц и т.д.

SCSI - Аббревиатура для Интерфейса малых вычислительных систем (Small Computer Systems Interface). Стандарт, используемый для подключения широкого круга периферийных устройств, обычно жестких дисков. Жесткие диски на шине SCSI работают гораздо быстрее дисков на IDE (скорость достигает 10000 оборотов в минуту), однако они дороже и более сложны в установке и эксплуатации. Стандарты USB и FireWire заменили стандарт SCSI для подключения внешних устройств.

Посыл - Выход микшера, управляемый контроллером канала. Сигнал перенаправляется на выход, указываемый посылом. Посылы могут быть использованы для перенаправления аудио сигналов на внешние звуковые процессоры и обычно включают в себя вход возврата для возможности возвращения сигнала в микшер.

Секвенсор - Устройство или программный модуль, который записывает и воспроизводит MIDI данные. Большинство секвенсоров позволяют редактировать данные и направлять сигнал на звуковой модуль или устройство хранения информации. Неправильно называть секвенсором программный модуль-мультитрекер с функциями обработки MIDI.

Звуковой процессор - Общин термин для устройств типа: компрессоры, лимитеры, эквалайзеры, микрофонные предусилители, шумоподавители, ревербераторы, хорусы, дилэи, модуляторы, фильтры и энхансеры/эксайтеры. Данные устройства предназначены для обработки аудио для достижения необходимого эффекта.

Синхронная запись - Способность мультитрекера записывать более одной дорожки одновременно. Обычно выражается количественным параметром (двух, четырехканальная запись).

Программный эффект - Попросту программная версия аппаратного эффекта. См. эффект-процессор.

Звуковой модуль - Устройство, которое применяет эффекты, фильтры и т.д. к MIDI данным для последующего воспроизведения. Звуковые модули нельзя использовать без подключенных MIDI-контроллеров, секвенсора или сходного устройства.

Звуковая карта - PCI или PCMCIA аудиоинтерфейс для ПК, позволяет импортировать/экспортировать аудио. На рынке представлены звуковые карты с различными стандартами подключения и функциями, включающими панель для разрывных соединений и ЦОС-процессор.

Многоканальное устройство записи - Мультитрекер, обладающий всеми необходимыми модулями: входы/выходы, секция звукозаписи, модули эффектов, секция мастеринга и CD-привод. Самостоятельный аппаратный блок.

Стерео - Два канала аудио, обычно разделяются на правый и левый.

Устройство хранения информации - Термин, объединяющий устройства типа: жесткие диски, пленки, флеш-память, CD, DVD и внешние жесткие диски, т.е. энергонезависимые хранилища.

Студийная пена - звукоизолирующий материал, то же, что и акустическая пена. Пена используется в студиях или других помещениях для изменения естественной акустики помещения с целью облегчить процесс записи. Также она может быть использована для уменьшения уровня шума.

Объемный звук - Многоканальная аудио система, создающая 3D эффект звукового сопровождения. Технология разработана компанией Dolby Labs, обычно включает 5.1 каналов, т.е. центральный канал, правый/левый фронтальные каналы, правый/левый задние каналы и сабвуфер. Вторая конфигурация, 7.1 включает дополнительные набор динамиков для усиления эффекта "погружения".

КНИ (THD) - Коэффициент нелинейных искажений (Total Harmonic Distortion). Почти все устройства искажают проходящий через них звук в той или иной степени. Величина этого искажения обычно измеряется в десятичных долях процента к уровню исходного сигнала, например <0.03%. Чем меньше коэффициент, тем прозрачнее устройство и чище выходной звук.

Звуковой генератор - См. звуковой модуль.

Дорожка (Трек) - Термин, имеющий три основных определения. Может быть использован для описания завершенной аудио записи или канала этой записи. Трекинг может обозначать процесс записи аудио. Точное определение выясняется исходя из контекста.

Количество дорожек - Обычно так называется количество одновременно записываемых мультитрекером аудио каналов, без их смешения.

Воспроизведение дорожки - Воспроизведение одновременно всех дорожек аудио.

Трекинг - Популярное обозначение процесса записи аудио.

TRS — Аббревиатура для "Кончик, Кольцо, Гильза" (Tip, Ring, Sleeve). TRS - это балансный разъем, использующий телефонный тип подключения с тремя проводниками(Кончик, Кольцо, Гильза), а не двумя (Кончик и Гильза).

Небалансное соединение - Схема, в которой средний провод - "земля", а два других - нет. Небалансная схема более восприимчива к шуму, чем балансная. Бороться с шумом можно, уменьшая длину шнуров насколько возможно.

USB - Аббревиатура для "Универсальная последовательная шина" (Universal Serial Bus). Протокол передачи данных между цифровыми устройствами по стандартным соединениям. USB можно использовать для подключения периферийных аудио устройств к компьютеру. USB работает по принципу plug-and-play, т.е. для корректной работы необходим лишь порт и драйвер для программы. По USB можно передавать MIDI или аудио данные, однако величина задержки может оказаться существенной. Устройства с USB выходом стабильно работают в режиме 1 вход-1 выход.

USB 2.0 - Более быстрая версия USB.

Виртуальный инструмент - Программный модуль, эмулирующий поведение и звучание какого-либо музыкального инструмента посредством использования секвенсинга, синтеза и дискретизации.

Виртуальные дорожки - Применительно к цифровому многоканальному устройству звукозаписи, так называются дорожки, временно исключенные из проекта.

Word clock - Стандарт для синхронизации аудио данных. Устройство регулирует по времени передачу данных между двумя аудио модулями. Как и другие данные, цифровое аудио измеряется в битах, которые в свою очередь группируются в слова.

XLR - Балансный трехконтактный разъем, обычно используемый для микрофонных и линейных сигналов. Каждый контакт представляет собой отдельный канал, но 1 контакт - всегда "земля". Данный тип разъемы был разработан компанией Cannon и иногда называется проводником Cannon.

Нижеследующий текст содержит информацию по записи голоса с использованием компьютера и программного обеспечения. Информация также может приниматься во внимание для подкастов, озвучивания видео, записи аудиокниг и других аналогичных мультимедийных проектов.

Оборудование первой необходимости:

  • Микрофон : именно он нужен для захвата звука. Качество микрофона будет иметь значение для итогового результата.
  • Наушники : необходимы, чтобы иметь возможность прослушивать материал.
  • Микрофонная стойка : на нее устанавливается микрофон для удобства работы.
  • Антивибрационное крепление снижает уровень вибраций и тряску микрофона.
  • : зачастую микрофон улавливает большой поток воздуха от взрывных согласных типа "Б" и "П", которые могут перегружать сигнал. Поп-фильтр рассекает этот поток и данные проблемы исчезают.
  • Акустическая среда: в комнате, где будет происходить запись, не должно быть никаких лишних источников шума, иначе все они запишутся вместе с голосом. Соответственно, об акустике нужно позаботиться заранее.

Существует несколько типов микрофонов:

  • USB микрофон . Такой микрофон подключается напрямую к компьютеру через USB порт. Для начинающих это один из самых лучших вариантов, характеризующийся небольшой стоимостью. По типу капсюля такие микрофоны, как правило, являются конденсаторными.
  • Динамический микрофон для броадкастинга. В большинстве случаев используется на радиовещании. Обладают теплым звучанием и меньшей чувствительностью. Уровень записи окружающих шумов у них из-за этого меньше, но и говорить при этом приходится непосредственно в микрофон, с максимально близкого расстояния.
  • Конденсаторный студийный микрофон с большой мембраной. Часто такие микрофоны используются на звукозаписывающих студиях для записи вокала и инструментов, так как имеют насыщенные и детализированные средние и верхние частоты.

  • USB микрофон подключается к стандартному USB порту компьютера
  • Возможна запись напрямую на компьютер без привлечения дополнительно оборудования
  • Сравнительно невысокая стоимость
  • Не может использоваться как профессиональный микрофон, так как является USB устройством, и, соответственно, не всегда обладает поддержкой ASIO .
  • В большинстве своем такие микрофоны зависят от компьютера, а потому назвать их универсальными нельзя.

  • В сравнении с микрофонами с большой мембраной, динамический микрофон удобнее в работе, так как имеет свойство сглаживать при записи взрывные звуки.
  • Для работы микрофон для броадкастинга не требует фантомного питания. (Про фантомное питание будет рассказано далее).
  • Несмотря на теплое звучание, динамический микрофон имеет низкую детализацию верхних и средних частот.
  • Из-за меньшей чувствительности говорить в микрофон придется с максимально близкого расстояния.
  • При работе с компьютером потребуется дополнительное оборудование.

  • Детализированное звучание с насыщенными верхними частотами.
  • С правильными настройками микрофона можно записать звук великолепного качества.
  • Ультра-чувствительный капсюль такого микрофона более восприимчив к вибрациями и нежелательным шумам.
  • Для работы с компьютером потребуется дополнительное оборудование.
  • Требуется фантомное питание для работы.

Что такое фантомное питание и зачем оно необходимо?

Для нормальной работы некоторым микрофонам нужен электрический ток напряжением от +1,5 до +52 вольт. Как правило, используется +48 V. Именно он и называется фантомным питанием. Работа с ним совсем не сложная, поэтому игнорировать этот аспект не стоит.

Аудио-интерфейс – вот лучший способ подключить профессиональный 3-пиновый XLR микрофон к компьютеру. Аудио-интерфейс – это устройство, подключаемое к компьютеру посредством шины PCI, USB, FireWire или Thunderbolt. Большинство аудио-интерфейсов оборудованы назначаемыми микрофонными XLR входами, выходами на наушники и некоторыми другими разъемами и элементами управления для удобной работы.

Правда ли, что аудио-интерфейсы обеспечивают лучшее качество звука?

Подключение микрофона напрямую к внешнему аудио-интерфейсу даст чистый и ровный звук, но для получения высочайшего качества звучания рекомендуется использовать дополнительное внешнее оборудование, как на студиях. USB микрофоны не поддерживают подключение к внешним источникам.

Какое дополнительное оборудование стоит использовать для записи?

Существует множество внешних устройств, которые можно использовать: микрофонные предусилители, динамические процессоры, микшеры и др. Качественный микрофонный предусилитель обеспечит чистый звук и поспособствует выявлению лучших звуковых характеристик микрофона. Динамические процессоры (компрессоры, экспандеры и лимитеры) помогут сгладить аудио сигнал так, чтобы он звучал в треке ровно и чисто. Под настройками микшера подразумевается управление микрофонными преампом и динамическим процессором. Некоторые из них разработаны специально для вокала и имеют специальные инструменты (де-эссеры), которые делают их незаменимыми.

Что такое де-эссер и зачем он нужен?

Де-эссер подавляет свистящие и жесткие звуки – «С», «З», «Ш». Устройство находит проблемные частоты и делает их тише, сглаживая тем самым звучание.

Поп-фильтр – что это?

Микрофоны для записи очень чувствительны, они улавливают все нюансы, включая свистящие и взрывные звуки. Слова, начинающиеся с букв «Б», «П», создают столь резкие звуки, что могут перегрузить капсюль. Слова на букву «С» порой создают свистящие звуки. Самый эффективный способ предотвратить их появление в записи – использовать поп-фильтр.

Поп-фильтр представляет собой небольшой экран, который крепится к микрофонной стойке или даже к поверхности стола при помощи специальной прищепки. Положение поп-фильтра можно менять благодаря гибкой гусиной шее.

Какая стойка необходима для записи?

Если во время работы вы собираетесь сидеть за столом, то хорошим решением станет пантограф или настольная стойка. Последний вариант – это уменьшенный вариант обычной микрофонной стойки . Пантограф более сбалансирован, он крепится к краю стола специальным винтом. Пантограф удобен тем, что гибок в использовании и может быть установлен практически под любым углом.

Для тех, кто хочет работать стоя, существуют напольные микрофонные стойки. Их высота может регулироваться, что очень удобно.

Зачем нужно антивибрационное крепление («Паук», Shock Mount)?

Антивибрационное крепление – это специальная система, к которой крепится микрофон, в результате чего возникновение шума и вибрации сводится к нулю. Крепление устанавливается на микрофонную стойку. Вид антивибрационного крепления зависит от того, какой микрофон вы собираетесь использовать. Иногда подобные крепления поставляются в комплекте с микрофоном.

Профессиональные студии звукозаписи обычно оборудованы специальной вокальной камерой, которая позволяет вести запись без лишних шумов. Известно, что жесткие поверхности (пол, потолок, стены, столы) отражают звук на все пространство помещения. Комнатам с высокими потолками и необычных форм особенно характерна данная проблема. В повседневной жизни вы можете и не замечать подобных звуков, однако чувствительный микрофон обязательно их распознает.

Наилучший способ создать хорошую атмосферу для записи звука в помещении – использовать звукопоглощающий материал. Можно воспользоваться изоляционным фильтром. Это своего рода стенка, покрытая абсорбирующим материалом, которая устанавливается сзади и по бокам микрофона. В большинстве своем такие фильтры очень тяжелые, поэтому нужно заранее позаботиться об устойчивости стойки.

Существует еще один способ минимизации шума – использование акустических панелей . Они бывают разных форм и размеров, что достаточно удобно.

Зачем мне использовать наушники?

При записи голоса наушники необходимы для того, чтобы микрофон не улавливал звук из ваших акустических систем. Важно записывать в тихой комнате, а наушники позволят прослушивать без помощи АС. Если запись будет вестись с включенной АС, то качество звука ухудшится, может возникнуть неприятный свист из-за обратной связи (Feedback). Кроме того, велика вероятность нарушения слуха и непосредственно самого оборудования.

Какой тип наушников мне нужен?

Самый лучший тип наушников – закрытые. Как видно из названия, задняя поверхность чашек этих наушников целиковая, что предотвращает попадание внешнего шума и прочих звуков.

Можно ли обеспечить наушниками несколько людей?

Да, но для этого понадобится сплиттер-усилитель для наушников, который позволить направить один разъем джек для наушников с аудио интерфейса или компьютера на несколько наушников. Одно из преимуществ работы со сплиттером-усилителем для наушников – возможность независимо понизить или повысить громкость на разных наушниках. То есть, если работают три человека, то они смогут выстроить необходимый уровень громкости для каждого отдельно.

Вместо того, чтобы подключать компьютер к компьютерным или домашним АC, лучше воспользоваться студийными мониторами. Пара хороших студийных мониторов обеспечит вам достаточное представление о качестве звучания во время редактирования вашей записи. Классические АС очень сильно изменяют звук, делая его более привлекательным, тогда как студийные мониторы гарантируют ровные частоты, воспроизводя звук таким, каким он есть.

Конечно, в первую очередь стоит исходить из собственных предпочтений. Большинство программ имеют специализированные инструменты для работы с голосом. Также существуют программы, которые осуществляют импорт видео файлов.

Лучше всего использовать тот софт, работа в котором не вызывает у вас вопросов. То есть, если нет необходимости в создании сложного микса, то совершенно необязательно начинать борьбу со сложным ПО.

При микшировании плагины необходимы, их нужно рассматривать как внешнее оборудование. Профессионалы применяют плагины виртуальных процессоров для пост-продакшн и достижения идеального звучания. Интересная фишка такого подхода заключается в том, что вы сможете экспериментировать до тех пор, пока не получится идеальный вариант.

Кроме того, существует много функций, которые могут быть реализованы через плагины, не считая настройки эквалайзера и динамической обработки. Плагины предлагают огромный выбор интересных эффектов, одни из наиболее востребованных эффектов – реверберация и эхо.

Зачем нужно использовать эффекты?

Добавление эффектов и звуков может значительно преобразить микс, особенно если вы работаете над проектом самостоятельно и не планируете прибегать к помощи профессионалов. Используя коммерческую музыку, нельзя забывать об авторских правах. Это может повлечь некоторые сложности, если вы планируете размещать треки в сети, особенно на Youtube. Способ избежать такой ситуации – воспользоваться бесплатной музыкой. Звуковые эффекты можно использовать для акцентирования каких-то моментов, чтобы звучание было таким, каким вы его себе представляли. Существуют большие библиотеки звуков, многие из них включают звуковые сэмплы, которые позволяют создать атмосферу нахождения в городе, на пляже и любом другом месте.

Есть ли какой-либо другой способ записи?

Конечно, можно вести запись и другими способами. Например, использовать цифровой рекордер . Данные устройства обладают встроенными конденсаторными микрофонами. Некоторые модели также обладают дополнительными входами, для подключения внешних микрофонов. Это отличный вариант для тех, кто часто путешествует, но при этом хочет получить качественный результат. Карманный рекордер можно использовать и для создания собственной коллекции звуков.

Ключевые моменты:

  • Микрофон – это не единственное устройство, которое вам понадобится;
  • Наушники необходимы для мониторинга звука;
  • Работать с микрофонной стойкой удобнее;
  • Звуковая изоляция помещения очень важна, используйте звукопоглощающий материал;
  • Поп-фильтр поможет отсечь резкие звуки;
  • Не нужно игнорировать плагины и звуковые эффекты;
  • По типу подключения есть 2 вида микрофонов: USB микрофоны и аналоговые;
  • USB микрофон подключается к компьютеру напрямую;
  • Конденсаторные микрофоны обладают насыщенными и яркими частотами;
  • Лучший способ подключить аналоговый микрофон к компьютеру – использовать аудио интерфейс;
  • Аудио интерфейсы – это внешние инструменты, которые подключаются к компьютеру по USB, Thunderbolt и другим портам;
  • Работать лучше с теми программами, которые вы хорошо знаете;
  • Лучшая микрофонная стойка, если вы работаете за столом, – пантограф;
  • Антивибрационное крепление («паук») – система, которая предотвращает тряску и вибрацию микрофона;
  • Изоляционный фильтр – это неплохой способ отфильтровывать ненужные звуки;
  • Закрытые наушники лучше подходят для записи вокала;
  • Усилитель для наушников позволит передать сигнал на несколько разных устройств;
  • Студийные мониторы дадут вам точную картинку звучания вашего трека;
  • Для управления инструментами можно использовать дополнительное внешнее оборудование;
  • Микрофонные преампы – это усилители, которые усиливают сигнал с микрофона;
  • Компрессоры делают тихие части трека громче, а громкие – тише;
  • Для записи также можно использовать портативные рекордеры.

За основу статьи взят материал bhphotovideo.co

В данную товарную позицию включается аппаратура для записи звука, аппаратура для воспроизведения звука и аппаратура, способная записывать и воспроизводить звук. Как правило, звук записывается на или воспроизводится с внутреннего запоминающего устройства или носителя (например, магнитной ленты, оптического носителя, полупроводникового носителя или других носителей товарной позиции ).

Звукозаписывающая аппаратура видоизменяет носитель записи таким образом, чтобы звуковоспроизводящая аппаратура могла впоследствии воспроизводить первоначальную звуковую волну (речь, музыку и т.д.). К данной категории относится запись на основе принятия звуковой волны или другими способами, например, с помощью записи информационно–звуковых файлов, загружаемых с Интернет–страницы или компакт–диска вычислительной машиной, на внутреннее запоминающее устройство (например, устройство флэш–памяти) цифровой аудиоаппаратуры (например, MP3–плейера). Устройства, записывающие звук в виде цифрового кода, как правило, не способны воспроизводить звук, если они не включают средство преобразования записи из цифрового кода в аналоговый сигнал.

(I) аппаратура, приводимая в действие монетами,
банкнотами, банковскими карточками, жетонами или другими средствами оплаты

Данная аппаратура приводится в действие монетами, банкнотами, банковскими карточками, жетонами или другими средствами оплаты и осуществляют отбор и проигрывание аудиозаписей в выбранной последовательности или в случайном порядке. Их обычно называют "музыкальные автоматы ".

(II)Устройства ЭЛЕКТРОПРОИГРЫВАЮЩИЕ (деки)

Данные устройства приводят диски во вращение механическим или электрическим способом. Они могут включать или не включать в себя головку воспроизведения, но они не должны включать в себя ни акустическое устройство, ни электрическое средство усиления звука (см. "проигрыватели грампластинок " ниже). Они могут быть снабжены автоматическим устройством, позволяющим проиграть в последовательности ряд пластинок.

(III)Телефонные автоответчики

Данные аппараты предназначены для работы в сочетании с телефонным аппаратом (но не образующие неотъемлемую часть аппарата). Они передают предварительно записанное сообщение и могут записывать входящие сообщения, оставленные звонившими.

(IV)прочая аппаратура, использующая магнитные, оптические или полупроводниковые носители

Аппараты данной категории могут быть переносными. Они также могут содержать акустические устройства или могут быть предназначены для подсоединения к акустическим устройствам (громкоговорителям, наушникам, головным телефонам) и усилителю.

(A) Аппаратура, использующая магнитные носители

К данной категории относится аппаратура, использующая ленты или другие магнитные носители. Звук записывается посредством изменения магнитных свойств носителя. Звук воспроизводится при прохождении ленты перед магнитной воспроизводящей головкой. Примерами могут бытькассетные плейеры, магнитофоны и кассетные магнитофоны.

(Б) Аппаратура, использующая оптические носители

К данной категории относится аппаратура, которая использует оптические носители. Звук записывается в виде цифрового кода, преобразованного из усиленных токов различной интенсивности (аналоговый сигнал) на поверхности носителя записи. Для воспроизведения звука используется лазер для чтения таких носителей. Примерами могут быть проигрыватели компакт–дисков и минидисков. К данному виду также относится аппаратура, использующая носители, комбинирующие магнитные и оптические технологии. Например, такая аппаратура, использующая магнитно–оптические диски, на которых создаются участки с переменной отражательной способностью при применении магнитной технологии, но которые считываются с помощью оптического (например, лазерного) луча.

(В)Аппаратура, использующая полупроводниковые носители

К данной категории относится аппаратура, использующая полупроводниковые (например, твердотельные энергонезависимые) носители. Звук записывается в виде цифрового кода, преобразованного из усиленных токов различной интенсивности (аналоговый сигнал) на поверхности носителя записи. Звук воспроизводится посредством чтения такого носителя. Полупроводниковый носитель может быть установлен на постоянной основе в аппарат или может быть представлен в виде переносного твердотельного энергонезависимого запоминающего устройства. Примеры включают аудиоплейеры с флэш–памятью (например, некоторые MP3–плейеры), которые являются портативными аппаратами, работающими от батареи, состоящие главным образом из корпуса, содержащего устройство флэш–памяти (внутреннее или переносное), микропроцессор, электронной системы, включающей усилитель звуковой частоты, жидкокристаллический экран и кнопки управления. Микропроцессор запрограммирован для использования MP3–файлов или файлов аналогичного формата. Аппараты могут подключаться к вычислительной машине для загрузки MP3–файлов или файлов аналогичного формата.

(Г) аппаратура, использующая любую комбинацию из магнитных, оптических или полупроводниковых носителей

Данная аппаратура включает устройства, способные записывать и воспроизводить, используя любые два или более магнитных, оптических или полупроводниковых носителя.

(V)ПРОЧая звукозаписывающая или звуковоспроизводящая аппаратура

(1)Проигрыватели грампластинок . Данные аппараты воспроизводят звук с пластинок (дисков с углублениями в виде канавок) посредством электрических усилителей и громкоговорителей, при этом механические колебания преобразуются в электрические колебания с помощью головки воспроизведения (головки звукоснимателя). Они могут быть снабжены автоматическим устройством, позволяющим проиграть последовательно ряд пластинок.

(2)Кинематографическая звукозаписывающая аппаратура , которая записывает звук фотоэлектрическими способами . Звук может быть фотоэлектрически записан на пленке в виде полосы либо (а) зигзагообразной формы, либо (б) переменной плотности.

Кинематографическая звукозаписывающая аппаратура включает в себя, в дополнение к головке записи звука, кассету для пленки, приводной механизм для синхронизации скорости пленки со скоростью кинематографической камеры, работающей с ней, и механизм подачи пленки.

(3)Кинематографические звуковоспроизводящие устройства. Они оснащены считывающим устройством, включающим фотоэлектронную головку воспроизведения звука и прибор с зарядовой связью.

(4)Аппаратура перезаписи звука для кинематографии , используемая, например, для фотоэлектрической или цифровой перезаписи звуковых дорожек, записанных другими способами, например, магнитным, оптическим или электронным.

ЧАСТИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

При условии соблюдения общих положений, относящихся к классификации частей (см. общие положения к разделу XVI), части и принадлежности аппаратуры данной товарной позиции включаются в товарную позицию .

В данную товарную позицию не включаются :

(a)прессы или инъекционные литейные машины для формовки записанных оптических дисков из пластика (товарная позиция );

(б)телефонные автоответчики, образующие неотъемлемую часть телефонного аппарата (товарная позиция );

(в)представленные отдельно микрофоны, громкоговорители, электрические усилители звуковой частоты и электрические звукоусилительные комплекты (товарная позиция );

(д)звукозаписывающая или звуковоспроизводящая аппаратура, совмещенная в одном корпусе с приемной аппаратурой для радиовещания (товарная позиция );

(е)звукозаписывающая или звуковоспроизводящая аппаратура, совмещенная с телевизионными приемниками (товарная позиция );

(ж)кинокамеры и кинопроекторы, содержащие звукозаписывающие или звуковоспроизводящие устройства (товарная позиция ).

Пояснение к субпозиции.

Данная товарная позиция включает аппаратуру, использующую один или более из следующих носителей: магнитные, оптические или полупроводниковые носители.