Единая информационная система в сфере закупок. Что такое единая информационная система в сфере закупок Что такое еис по 44 фз

Сайт ЕИС в сфере закупок - это главный портал для заказчиков и поставщиков. Сама система позволяет проводить прозрачные закупки, взаимодействовать с контрагентами, отчитываться перед контролирующими органами и многое другое. О функционировании единой информационной системы в сфере закупок в 2019 году пойдет речь в этом материале.

Что обеспечивает ЕИС в сфере закупок

Что такое единая информационная система в сфере закупок? Официальное определение гласит, что это совокупность данных, технологий и технических средств, которые в совокупности обеспечивают взаимодействие госорганов с заказчиками, а заказчиков с поставщиками.

ЕИС появилась в 2011 году по адресу zakupki.gov.ru . С 2017 года за нее отвечает Федеральное казначейство. Единая система в сфере закупок нужна для повышения прозрачности госзакупок, контроля за действиями заказчиков. По ЕИС можно отследить проведение всех процедур, их законность и правильность. В системе виден каждый шаг заказчика, начиная от публикации плана закупок и до отчета об исполнении последнего контракта в году. Также она служит местом хранения огромного массива информации в сфере госзаказа.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Функционал единой информационной системы в сфере закупок

Единая информационная система в сфере закупок содержит:

  • планы и планы-графики;
  • сведения об исполнении контрактов;
  • реестры: заключенных контрактов, РНП, гарантий банков, жалоб, проверок и их итогов, единственных поставщиков товаров;
  • типовые образцы официальных документов;
  • результаты проверок и мониторинга;
  • жалобы в ФАС и ответы на них;
  • отчеты;
  • каталоги товаров, работ, услуг;
  • нормативно-правовые акты;
  • новости по закупкам;
  • обучающие материалы о том, как работать с ЕИС в сфере закупок.

О функционале единой информационной системы в сфере закупок говорится в статье 4 Закона № 44-ФЗ. Она является:

  • базой данных (место хранения нормативно-правовых актов, списков заказчиков, поставщиков, реестров контрактов, документации по каждой процедуре);
  • инструментом контроля (благодаря работе ЕИС контролирующим органам проще проверить законность действий заказчика и выявить нарушения сразу);
  • инструментом электронного документооборота.

Одни из главных функций для заказчиков - публикация важных документов и размещение информации о закупочных процедурах. Также они могут сверяться с реестром недобросовестных поставщиков, изучать работу с госзаказом с помощью учебных материалов и т.д.

Поставщики используют сайт ЕИС главным образом для поиска актуальных тендеров. На портале можно искать по закону, номеру закупки, способу определения поставщика, НМЦК, ключевым словам, заказчику и т.д. Но с 2019 года правила для поставщиков закупок по Закону № 44-ФЗ меняют. Как и когда поставщикам регистрироваться в ЕИС, чтобы участвовать в закупках с 1 января, расскажет эксперт

Кстати, помимо ЕИС существуют региональные порталы, интегрированные с единой системой. Это удобно для местных поставщиков: они сразу видят актуальные для региона закупки, не приходится искать среди тысяч процедур со всей России.

До 2019 года регистрация в единой информационной системе в сфере закупок ЕИС была необходима только заказчикам. Нужно получить сертификат в Федеральном казначействе, установить специальное ПО, следуя инструкциям. Уже с 2019 года регистрироваться в ней должны и поставщики.

Изменения в работе в ЕИС по 44-ФЗ в 2019 году

Мы разобрали, что содержит ЕИС в сфере закупок. Перейдем к нововведениям 2018-2019 годов. 2018 год стал революционным для госзаказа. Процедуры закупок стали еще прозрачнее. Также частично поменялся регламент работы в ЕИС. Регистрация в единой информационной системе в сфере закупок с 2019 года необходима каждому поставщику, работающему с госзаказом. Зарегистрироваться можно с 1 января и до 31 декабря 2019 года. Зачем это нужно? Без этого шага участнику недоступна аккредитация на ЭТП и подача заявок, а значит и участие в закупках. Все зарегистрированные участники попадут в единый реестр (ЕРУЗ) . Его будут вести на портале единой информационной системы в сфере закупок.

Также в числе нововведений - ввод в эксплуатацию нового функционального блока единой информационной системы в сфере государственных закупок. Теперь предварительный отбор и аукционы по ремонту многоквартирных домов проходят через ЕИС. В систему ведутся два перечня - реестры квалифицированных и недобросовестных подрядчиков.

Вложенные файлы

  • Инструкция по регистрации организаций и пользователей в ЕИС.pdf
  • Руководство пользователя ЕИС.pdf

С 1 января 2016 г. в России начала работать Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС). С помощью этого информационно-технического ресурса осуществляются закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд (федеральный закон 44-ФЗ), а также для нужд компаний, контролируемых государством (федеральный закон 223-ФЗ). С 2018 года через ЕИС проводятся также закупки работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (федеральный закон 185-ФЗ, Постановление Правительства от 01.07.2016г. № 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг или выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме").

За время существования ЕИС ее функционал неоднократно изменялся в связи с изменениями, регулярно вносившимися в законодательство о закупках. В этой статье мы попробуем дать ответ на вопрос, что такое ЕИС, как она работает, а также расскажем, какие новые функции планируется реализовать в ЕИС в ближайшей перспективе.

Для начала обратимся к Федеральному закону № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», а точнее к определению ЕИС, приведенному в п.9 статьи 3 этого закона. «Единая информационная система в сфере закупок — это совокупность информации содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта ЕИС в сети «Интернет». Адрес сайта - www.zakupki.gov.ru .

Статья 4 закона 44-ФЗ разрешает субъектам РФ и муниципальным образованиям создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с ЕИС. Но при наличии разночтений в размещенной информации о закупках приоритет всегда имеет информация, размещенная в Единой информационной системе. Такой подход существенно упрощает жизнь участникам закупок, позволяя им использовать для поиска информации о закупках, проводимых в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ, только ЕИС. Тратить время, просматривая многочисленные информационные ресурсы субъектов федерации, муниципальных образований или госкорпораций уже не имеет смысла.

Какие основные задачи выполняет ЕИС. Ответ также содержится в статье 4 закона 44-ФЗ. Но более подробно этот вопрос рассмотрен в Постановлении Правительства РФ от 23 декабря 2015 г. N 1414, утвердившим «Правила функционирования Единой информационной системы в сфере закупок». Согласно Правилам, Единая информационная система во взаимодействии с иными информационными системами обеспечивает:

а) формирование, обработку, хранение и предоставление данных участникам контрактной системы;

б) контроль за соответствием:

Информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, - информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

Информации, включенной в планы-графики закупок, - информации, содержащейся в планах закупок;

Информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок и в документации о закупках, - информации, содержащейся в планах-графиках закупок;

Информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), - информации, содержащейся в документации о закупках;

Условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, - информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

Информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, - условиям контракта;

в) использование для подписания электронных документов электронной подписи, вид которой предусмотрен законодательством о закупках;

г) возможность проверки электронной подписи на протяжении всего срока хранения информации и документов, содержащихся в единой информационной системе;

д) размещение информации и документов, предусмотренных законодательством о закупках;

е) обмен электронными документами, предусмотренными законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о закупках, между участниками контрактной системы;

ж) формирование и ведение каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

з) возможность осуществления мониторинга закупок в соответствии с законодательством;

и) возможность осуществления мониторинга и оценки соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственныхсредств, а также отдельных видов юридических лиц требованиям законодательства РФ об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках;

к) возможность проведения анализа и оценки информации о закупках в целях проведения аудита закупок;

л) возможность получения информации и документов, содержащихся в единой информационной системе, необходимых для осуществления контроля, предусмотренного статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ.

Доступ участников контрактной системы к ЕИС осуществляется после прохождения процедур регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации в ЕИС. Идентификация, аутентификация и авторизация в ЕИС осуществляются с использованием сертификатов ключей проверки электронной подписи.

Доступ к официальному сайту ЕИС в Интернете, за исключением раздела общественного обсуждения закупок, свободен для всех желающих, Доступ к сайту для размещения информации при обязательном общественном обсуждении закупок предоставляется участникам обсуждения после прохождения ими процедур самостоятельной регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации.
Информация, содержащаяся в Единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

Технические и программные средства ЕИС и ее официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную работу, доступность информации и документов, их защиту и резервирование. Кроме того, ЕИС обеспечивает информационное взаимодействие с внешними информационными системами - система «Электронный бюджет», электронные площадки, проводящие закупочные процедуры в соответствии с федеральными законами 44-ФЗ и 223-ФЗ (закупки по закону 185-ФЗ проводятся по правилам 44-ФЗ), информационные системы ФАС, Федерального Казначейства, региональные информационные системы.

В целях исключения злоупотреблений в процессе проведения закупочных процедур создана Государственная информационная система «Независимый регистратор» фиксирующая все действия (или бездействие) участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС и на электронной площадке. Сейчас система работает в ограниченном режиме. В полном объеме ГИС «Независимый регистратор» заработает с 1 октября 2019 года.

Постановлением Правительства РФ № 442 от 13 апреля 2017 года уполномоченным органом по организации работы ЕИС назначено Федеральное Казначейство. На него возложены функции:

По выработке, по согласованию с Минфином, функциональных требований к ЕИС;

По созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС;

По установлению порядка регистрации в ЕИС и порядка пользования ЕИС.

А теперь представим себя на месте потенциального участника госзакупок, который впервые столкнулся с Единой информационной системой, обратившись к Интернет-ресурсу www.zakupki.gov.ru. Что он может там обнаружить?

Да много всего. Самую разнообразную информацию, необходимую как участникам, так и заказчикам закупок. Закон 44-ФЗ (ч.3 статьи 4) подробно перечисляет, какая информация должна содержаться в ЕИС . Чтобы не утомлять читателей, перечислим только наиболее важное, на наш взгляд:

1) Планы и планы-графики закупок, информация об их реализации.

2) Информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.

3) Информация о закупках, и исполнении контрактов.

4) Реестр контрактов, заключенных заказчиками.

5) Единый реестр участников закупок.

6) Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

7) Библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов.

8) Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний.

9) Реестр банковских гарантий.

10) Реестр единственных поставщиков

11) Результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.

12) Отчеты заказчиков, предусмотренные законодательством;

13) Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

14) Перечень отобранных электронных площадок и информация об их тарифах.

15) Перечень банков для открытия специальных счетов.

16) Информация о работе ГИС «Независимый регистратор» и Единого агрегатора торговли «Березка».

17) Нормативные правовые акты, регулирующие сферу госзакупок.

18) Материалы для работы в ЕИС.

Скажем сразу, что не вся информация находится в свободном доступе. Например, ранее посетителям сайта ЕИС был доступен реестр выпущенных банковских гарантий, обеспечивающих исполнение контрактов, заключенных по законам № 44-ФЗ и 185-ФЗ. Однако в связи с внесенными изменениями в закон "О контрактной системе в сфере закупок", с 1 июля 2018 года доступ к реестру банковских гарантий был ограничен. Теперь эта функция доступна только заказчикам закупок, а в свободном доступе остались только сведения о банковских гарантиях, выпущенных до 1 июля 2018 года.
Несомненным плюсом ЕИС является тот факт, что начиная с 2017 года все планы и планы-графики закупок, только в машиночитаемом виде. Это позволило значительно расширить возможности поиска информации о закупках с использованием простых поисковых запросов, например, в поисковых системах Яндекс или Google. И это при том, что в ЕИС имеется собственная поисковая система, позволяющая вести как простой, так и расширенный поиск по многим параметрам.

А теперь перейдем к самому важному. Вы приняли решение участвовать в госзакупках. С чего следует начинать? Ответ на этот вопрос достаточно простой - начинать надо с регистрации Вашей компании в ЕИС.

Перед началом регистрации следует убедиться, что у Вас имеется усиленная квалифицированная электронная подпись и директор компании (или индивидуальный предприниматель) зарегистрирован как физическое лицо на Портале государственных услуг РФ. Без выполнения этих условий пройти процедуру регистрации в ЕИС невозможно.
Мы не будем подробно описывать процедуру прохождения регистрации. Об этом можно прочитать в статье на нашем сайте. Пошаговые видео инструкции по прохождению регистрации Вы можете найти в разделе «Видеозаписи» в нашем сообществе ВКонтакте.

Информация о зарегистрированных компаниях, индивидуальных предпринимателях и физических лицах включается в Единый реестр участников закупок, каждому из них присваивается уникальный номер реестровой записи.

Не позднее чем через 1 сутки зарегистрированные участники должны получить аккредитацию на всех электронных площадках, отобранных Правительством для работы по 44-ФЗ. Объективности ради, скажем, что этот срок, к сожалению, пока не всегда выдерживается. Нередко процедура аккредитации на электронных площадках занимает несколько дней. К этому надо быть готовым и учитывать, при планировании участия в закупках.

При проведении закупок в электронной форме по 223-ФЗ заказчик имеет право выбрать любую электронную площадку. Ее название можно уточнить в извещении о закупке, размещенном в ЕИС. И это не обязательно будет одна из площадок, работающих по правилам 44-ФЗ (аккредитацию на этих ЭП Вы получили автоматически после регистрации в ЕИС). В случае необходимости Вам придется самостоятельно проходить аккредитацию на каждой новой ЭП. Процедура аккредитации достаточно простая и, как правило, не вызывает затруднений.

Следующим шагом должно стать открытие специального счета в уполномоченном банке. Он понадобится для внесения обеспечения заявок на участие в закупочных процедурах. После этого можно приступать к выбору тендеров по интересующим направлениям. Для этого можно воспользоваться поисковой системой ЕИС или специализированными программами. А дальше остается только подготовить и отправить заявку на участие, внести обеспечение и выиграть закупку.

Помощь участникам госзакупок по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 185-ФЗ

Получение ЭП, регистрация в ЕИС, подбор тендеров и тендерное сопровождение,

банковские гарантии и кредиты, страхование и факторинг

И в заключение коротко расскажем о том, какие изменения ждут ЕИС в ближайшем будущем.

В начале апреля 2019 года Федеральное Казначейство объявило о запуске мобильной версии ЕИС. Правда разработана она пока только для мобильных устройствах на платформе iOS и может работать на мобильных телефонах IPhone5 и выше. Приложение уже доступно для скачивания бесплатно в магазине AppStore. Ждем в ближайшее время выхода аналогичного приложения для Android.

Одновременно Казначейство анонсировало запуск в промышленную эксплуатацию до конца 1 полугодия 2019 года «мини-версии» ЕИС. Это будет уменьшенная, но полноценная в части функционала копия системы. Ее планируют использовать в часы наименьшей нагрузки для проведения регламентных работ на основной ЕИС.

В 2019 году также предполагается реализовать в ЕИС функционал электронного документооборота по заключению договоров, субдоговоров, а также подписанию электронных актов выполненных работ. Электронное актирование станет обязательным для всех закупочных процедур по 44-ФЗ.

Вероятно, что уже в 2019 году в ЕИС появится возможность проведения закупок из каталога товаров, работ и услуг (КТРУ). Для этого потребуется интеграция системы с электронными магазинами и агрегаторами торговли.

Возможно, с 1 июля 2019 года Единая информационная система в сфере закупок будет интегрирована с реестром юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение по ст. 19.28 КоАП. Соответствующий проект постановления Правительства РФ разработало Министерство финансов. Предполагается, что при прохождении электронной регистрации для участия в закупке автоматически будет проводиться проверка поставщика на предмет его нахождения в реестре «взяточников». При положительном результате проверки компания не будет допущена до регистрации на участие в торгах.

На этом мы заканчиваем короткий рассказ о возможностях ЕИС. Если Ваша компания собирается принять участие в закупках, эксперты Кредитно-Страхового агентства советуют Вам потратить немного времени для ознакомления с возможностями ЕИС. Простой и понятный интерфейс системы не вызывает затруднений даже у начинающих пользователей.
Но если у Вас нет на это времени, помните - Вы всегда можете поручить

Решение о создании единой информационной системы в сфере госзакупок (ЕИС) было принято в рамках реализации 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу с 1 января 2014 года. Одной из целей создания ЕИС является повышение прозрачности закупок.

Назначение системы

ЕИС пришла на смену официальному порталу госзакупок zakupki.gov.ru , на базе которого она и создавалась. Существенное отличие ЕИС от портала госзакупок заключается в размещении в ней всей информации о закупке, начиная с планов закупки и план-графиков и заканчивая детальным описанием этапов выполнения заключенного госконтракта.

Помимо информации непосредственно о закупках, система также должна содержать реестр контрактов, список недобросовестных поставщиков, библиотеку типовых контрактов, реестры жалоб и банковских гарантий.

Кроме того, в ЕИС должны добавляться результаты аудита в сфере закупок и информация о ценах на рынке товаров, работ и услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Одна из возможностей системы - организация с ее помощью общественного обсуждения закупок.

Ход проекта

2019: Разработка приложения ЕИС для участников закупок

2018

Запуск пилота и call-центра ЕАТ

Специализированная организация «РТ-Проектные технологии» госкорпорации Ростех 1 июля 2018 года запустила пилотный проект Единого агрегатора торговли «Березка» (ЕАТ) . Одновременно начал работать и call-центр ЕАТ.

Запуск проекта позволит проводить госзакупки малого объема (100-400 тыс. рублей) для государственных и муниципальных нужд в упрощенном виде онлайн. Как ожидается, его использование позволит сэкономить госсредства и время на оформление по стандартным процедурам закупок серийных товаров, к примеру, бумаги и оргтехники.

Реализация пилотного проекта в соответствии с распоряжением Правительства РФ предполагает использование ЕАТ на добровольной основе уже с 1 июля 2018 года. Обязательной система станет с 1 ноября 2018 года при обеспечении госзакупок для федеральных органов исполнительной власти. Исключение составят закупки, сведения о которых содержат государственную тайну.

Согласно рекомендациям экспертов мы постарались доработать функционал ЕАТ для создания комфортной среды не только для заказчиков, но и для поставщиков, особенно для субъектов малого и среднего предпринимательства, с целью обеспечения им беспрепятственного доступа к госзакупкам. Безусловно, в период становления будут возникать различные вопросы, на которые специалисты call-центра будут оперативно отвечать, привлекая при необходимости команду разработчиков системы. Работа call-центра важна и для нас, так как мы получим дополнительно информацию, которая позволит оперативно принимать управленческие решения по совершенствованию функционала агрегатора, - прокомментировал заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Александр Назаров .

По многоканальному номеру телефона 8-800-700-48-08 с 6.00 до 20.00 по мск операторы горячей линии проконсультируют по всем возникшим вопросам. При необходимости будет решен вопрос о переходе call-центра на круглосуточный режим работы.

Обновление Регламента ЕАТ «Березка»

Названа дата запуска ЕАТ

Единый агрегатор торговли «Березка» (ЕАТ)

2017

Контракт на 0,5 млрд руб на развитие системы с «РТ-Проектные технологии»

В «Ростехе» отмечают, что команда специалистов госкорпорации, накопившая существенный опыт в рамках создания информационно-аналитической системы мониторинга и контроля за осуществлением закупок лекарственных препаратов (ИАС), сосредоточится на ключевых работах, присущих генеральному подрядчику и необходимых для продолжения реформы, повышения прозрачности и эффективности государственного заказа. В частности, это развитие каталога товаров работ и услуг как основного инструмента структурирования сведений о закупках с целью анализа фактических закупочных цен и характеристик закупаемой продукции, нормирования, прогнозирования спроса, определения начальных максимальных цен, мониторинга закупок по завышенным ценам.

Помимо этого, команда «РТ-Проектные технологии» будет выполнять работы по согласованию с заказчиком частных технических заданий на систему, включающих детализированные требования ко всей ее будущей функциональности, описания автоматизируемых бизнес-процессов , применяемые технологии, работы по разработке рабочей документации на систему, контроль выполнения работ по разработке программного обеспечения, пуско-наладке и опытной эксплуатации системы. В части разработки программного обеспечения на основании подготовленного «РТ-Проектные технологии» частного технического задания и рабочей документации будут привлекаться внешние исполнители.

В целом контракт на развитие ЕИС разбит на три логических этапа.

Первый этап

Первый этап посвящен важнейшим доработкам, связанным с вступающими в силу нормативно-правовыми актами, технологическим работам по обеспечению резервирования системы, технологической модернизации и документированию системы с точки зрения обеспечения соответствия требованиям регулятора в сфере информационной безопасности .

Также предполагается функциональное развитие системы, в частности, работы по формированию структурированного универсального передаточного документа, подтверждающего исполнение контракта, реализации положений Постановления Правительства № 615 (процедуры закупок услуг по проведению капитального ремонта в многоквартирных домах) в части ведения реестра договоров о проведении капитального ремонта, формирования и размещения сведений в реестре недобросовестных подрядных организаций.

Выполнение первого этапа (до конца 2017 года) доверено компании «Ланит-технологии», имеющей многолетнюю компетенцию в данном виде работ. Сумма контракта с ней составляет около 115 млн рублей. На последующих этапах разработчики ПО ЕИС будут определяться на конкурсах.

Второй этап

В число задач второго этапа входят работы по:

  • развитию функциональности каталога товаров, работ и услуг и его применению при осуществлении закупок, *внедрению в тестовом режиме процедуры подписания и включения в реестр контрактов электронного акта выполненных работ,
  • развитию аналитической системы с учетом расширения состава информации, формируемой в ЕИС в структурированном виде,
  • созданию мобильного приложения по поиску размещаемых в ЕИС закупок,
  • обеспечению возможности электронного обмена с ФНС по получению сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Третий этап

На третий этап запланирован самый большой объем работ, требующих проектирования бизнес-процессов . В частности, предполагаются работы по переводу всех процедур в электронный вид: если по состоянию на октябрь 2017 года реализован только электронный аукцион, то в 2018 году законопроектом предусмотрен перевод всех (более 14 видов) закупок в электронный вид и обеспечение интеграции с электронными площадками.

Также в перечень работ третьего этапа включены:

  • разработка конструктора электронных контрактов,
  • формирование отчетов заказчиков об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций,
  • создание единого реестра субподрядных договоров.

В рамках контракта будет сделан задел для полномасштабного перевода ЕИС на свободное программное обеспечение (СПО). Поскольку ЕИС является высоконагруженной системой, обрабатывает большие объемы данных и содержит большое количество автоматизированных бизнес-процессов, замещение будет проходить аккуратно, с обязательной апробацией технологий на менее критичных компонентах ЕИС и последующим тиражированием на всю систему. Поэтому полный перевод ЕИС на СПО рассматривается как задача, выходящая по срокам за рамки 2018 года, сообщили в «Ростехе».

Система госзакупок оказалась «Ростеху» не по зубам. На помощь снова позвали «Ланит»

«Ланит» осуществлял разработку и запуск системы. В начале 2015 года Федеральное казначейство заключило с компанией госконтракт объемом 525 млн руб. на выполнение работ по созданию, развитию и обеспечению функционирования прикладного ПО системы. Позднее, в сентябре, с компанией был заключен еще один контракт на выполнение работ по развитию системы объемом 143 млн руб.

Техподдержкой ЕИС в 2016 году занималась «Онланта». Конкурс на эксплуатацию системы в первом полугодии 2017 года также выиграла она.

Ранее к функционированию ЕИС возникали серьезные претензии, касающиеся сбоев и некорректной работы системы. В начале 2017 года ситуация оказалась особенно критической: из-за сбоев в системе зависли торги на миллиарды рублей (подробнее об этом - в блоках ниже). На этом фоне мэр Москвы Сергей Собянин предлагал разрешить городам федерального значения - Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю, - а также субъектам РФ с объемом госзакупок более 100 млрд рублей в год использовать в этой сфере собственные интернет-порталы.

Ранее, когда первый вице-премьер Игорь Шувалов убеждал президента Владимира Путина в целесообразности передачи системы закупок «Ростеху», он отмечал, что для перевода всех закупок в электронный вид нужна «существенная доработка функционала» ЕИС, а «РТ-проектные технологии» обладает техническими ресурсами и высококвалифицированными специалистами» .

В «Ростехе» заявили TAdviser, что субподрядные организации «Онланта» и «Ланит-Технологии» работают с системой с 2009 года в части проектирования и создания, а с 2011 года также ответственны за ее эксплуатацию и развитие. Благодаря длительной работе над проектом «Онланта» и «Ланит-Технологии» обладают профессиональной экспертизой в части, например, нормативно-правого обеспечения, многолетним опытом автоматизации закупочной деятельности, создания и эксплуатации высоконагруженных государственных информационных систем.


Задача «РТ-проектные технологии» чуть шире: помимо обслуживания, это еще и модернизация существующей системы, добавили в госкорпорации. В компании пояснили TAdviser, что для этого специалисты «РТ-проектные технологии» возьмут на себя создание и развитие единого каталога товаров работ и услуг как основного инструмента структурирования сведений о закупках. У пользователей новой системы будет возможность сравнивать цены, выполнять данную процедуру оперативно без ввода и анализа огромного количества данных, а также автоматически получать на всех этапах предупреждение о возможных отклонениях в цене или качестве.

Это важно для анализа фактических закупочных цен и характеристик закупаемой продукции, нормирования, прогнозирования спроса, определения начальных максимальных цен, мониторинга закупок по завышенным ценам. Все участники закупок, включая контролирующие органы, смогут в режиме реального времени автоматически анализировать массивы информации и получать рекомендации по ценам. У контролирующих органов появится дополнительный превентивный инструмент контроля в области госзакупок, объясняют в «Ростехе».


В «Ростехе» отмечают, что госкорпорация в лице «РТ-проектные технологии» не ставит перед собой цель получить прибыль от разработки ЕИС. На данный момент только 6% от общего контракта пойдет на погашение операционных издержек работы компании. Это длительный проект и ключевую прибыль от него планируется получить в долгосрочной перспективе по итогам продажи дополнительных услуг (например, получение справок) в рамках работы каталога после его запуска.

Ответственным за госзакупки стал Минфин

Подписанным постановлением Минфин России определён федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на исполнение функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также ведению реестра инвестиционных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, - говорится в тексте документа.

Правительство назначило «Ростех» единственным исполнителем работ по развитию и эксплуатации системы госзакупок

Решение правительства принято в соответствии с поручением президента Владимира Путина и направлено на совершенствование ЕИС с целью реального снижения цен и обеспечения справедливой конкуренции в сфере закупок, говорится в сообщении «Ростеха».

В основу проекта развития ЕИС заложен ряд ключевых элементов: создание справочников (классификаторов), каталогов продукции, баз данных средневзвешенных цен, аналитической системы. Реализация проекта должна обеспечить сквозной процесс от системного планирования закупок до заключения контрактов, отмечают в «Ростехе».

На этапе планирования закупок будет проводиться автоматическое формирование справочников классификаторов и каталогов на все товарные группы, формирование прозрачного конкурентного ценообразования и оценки результатов проведения работ и оказания услуг. На всех этапах работы ЕИС будет обеспечена функция автоматического предупреждения о возможных отклонениях в ценовых и в качественных показателях.

Преимуществом данного подхода по отношению к существующему в «Ростехе» называют возможность автоматического анализа больших массивов информации в режиме реального времени с формированием предварительных рекомендаций по ценам всем участникам закупок, включая контрольно-надзорные органы.


На момент принятия правительственного решения «Ростех» в рамках рабочих групп с Казначейством приступил к разработке системного проекта на развитие функциональности ЕИС. Работа с ЕИС будет осуществляться силами отечественных разработчиков на основе российского ПО с открытым исходным кодом, заявили в «Ростехе».

Из-за сбоев в системе госзакупок зависли торги на миллиарды рублей

В январе 2017 года с вступлением в силу изменений в 44-ФЗ о контрактной системе заказчики по всей России , попадающие под действие этого закона, столкнулись с проблемами размещения информации о закупках в федеральной ЕИС закупок. Из-за сбоев в системе возникли, например, проблемы с размещением в ЕИС планов-графиков закупок, а без их публикации тендеры проводить нельзя. За нарушение правил размещения данных в ЕИС заказчикам грозят штрафы.

Собянин в своем письме отмечает, что в работе ЕИС наблюдаются регулярные технические сбои. Это, по его мнению, мешает публикации сведений о госзакупках и контрактах, тем самым ведет к их срыву. В связи с этим мэр предложил дать субъектам РФ возможность использовать независимые региональные информационные системы для данных целей.

В Комитете по госзаказу Санкт-Петербурга говорят, что их специалисты в ручном режиме исправляют ошибки, выданные ЕИС госзакупок и поддерживают инициативу Сергея Собянина. В комитете также предложили приоритетно размещать информацию в региональных системах с последующим обязательным размещением в ЕИС. Региональные системы представляют логический механизм учета, планирования и исполнения закупочных операций, что нельзя сказать о ЕИС. Правильнее было бы использовать ее для сбора и аналитики данных регионов, полагают в Санкт-Петербурге.

Представитель Шувалова подтвердил изданию, что первый вице-премьер уже поручил Минэкономразвития , Минфину и Казначейству внести в правительство акт о назначении «РТ-проектные технологии» единственным исполнителем.

Изначально в Белом доме рассчитывали с помощью ЕИС перевести все госзакупки в электронный вид осенью 2016 года, но затем переход на электронные процедуры сдвинули на 1 января 2018 года из-за неготовности каталога товаров, работ и услуг и самой системы. Шувалов отмечал, что для перевода всех закупок в электронный вид нужна существенная доработка функционала ЕИС, а «РТ-проектные технологии» «обладает техническими ресурсами и высококвалифицированными специалистами».

За разработку единой информационной системы, запущенной в 2016 году, отвечает «Ланит» , за техподдержку - его «дочка» «Онланта» . В начале года Минэкономразвития говорило о необходимости заменить иностранное оборудование и программы, на которых строится система госзакупок, на российское, поскольку зарубежные решения могут повлиять на ее работоспособность.

В начале мае 2016 года стало известно о планах Минэкономразвития по передаче системы госзакупок в частные руки. Для этого на ней могут сделать площадку для торгов и ввести платные услуги, пишут «Ведомости» .

В апреле 2016 года Минэкономразвития отправило в правительство письмо, в котором предложило развивать единую информационную систему (ЕИС), собирающую данные обо всех закупках государства и госкомпаний, как объект концессии. Представитель министерства подтвердил изданию, что этот вопрос прорабатывается.

ЕИС аккумулирует данные обо всех госзакупках и закупках госкомпаний в открытом доступе. Начиная с 2017 года в системе также появится каталог товаров, в который за плату по регулируемому тарифу Минэкономразвития предлагает включать товары поставщиков. Таким образом, процедура станет более конкурентной и выгодной для частных инвесторов, отмечают в министерстве.

Кроме того, как говорят в Минэкономразвития, ЕИС могла бы функционировать как торговая площадка, а концессионеры смогли зарабатывать на обеспечении заявки, которое вносят поставщики. По словам чиновника министерства, при полном переходе госзакупок и закупок госкомпаний в электронный формат ожидаемый годовой доход всех электронных площадок, где будут проходить торги, составит 32–48 млрд рублей.

Еще одно прибыльное направление ­- создание платежной системы концессионера для онлайн-расчетов между заказчиками и поставщиками, говорится в презентации Минэкономразвития.

Минэкономразвития задумалось над импортозамещением в ЕИС

В середине февраля 2016 года газета «Ведомости» опубликовала материал, в котором сообщила о предложении Минэкономразвития заменить иностранное ПО на российское в Единой информационной системе госзакупок (ЕИС). Участники рынка считают, что такое импортозамещение возможно, но оно будет непростым.

ЕИС во многом зависит от зарубежного оборудования и софта, что может негативно повлиять на функционирование системы, например, из-за введения международных санкций, пишет издание со ссылкой на письмо Минэкономразвития Федеральному казначейству . Последнее согласно с необходимостью заменить импортные программы на российские и намерено искать подходящие решения, сообщил заместитель руководителя казначейства Сергей Гуральников .

Вместе с тем он признал, что альтернатив западным продуктам, которые бы не уступали им по производительности, пока нет. Их надо искать, тестировать и убедиться, что не пострадает то, что уже работает, и, возможно, в 2016 году будет принято решение, на какое ПО переходить, сообщил Гуральников.

Систему нужно будет перестраивать почти с нуля, предупреждает президент IT-интегратора IBS Сергей Мацоцкий . Придется переходить на новые базы данных, это может привести к сбоям в работе, замечает предправления ГК «АйТи» Тагир Яппаров .

Как сообщил газете представитель Минэкономразвития, стоимость проекта импортозамещения технологий в ЕИС должна быть определена казначейством. Георгий Генс полагает, что переход обойдется значительно дороже поддержки иностранных решений, поскольку система госзакупок является сложной и очень нагруженной, и она должна работать непрерывно.

Единую систему закупок запустили с множественными недоработками

В январе 2016 года организация Общероссийский народный фронт (ОНФ) провела мониторинг работы ЕИС в сфере закупок, которая по указанию Дмитрия Медведева должна была заработать в полную силу с начала года, и сообщила об обнаруженных множественных недоработках системы.


С 1 по 6 января портал госзакупок был закрыт на регламентные работы. 6 января пользователи впервые смогли увидеть новую систему. С 9 на 10 января вновь ЕИС была отключена для проведения регламентных работ. В воскресенье 10 числа система заработала с незначительными изменениями дизайна на ряде страниц.

В числе проблем, с которыми сталкиваются пользователи при работе с системой, - не работает система поиска и фильтрации, в реестре контрактов на обновленном сайте отсутствует поиск по исполнителю (подрядчику), что затрудняет мониторинг контрактов, заключенных с конкретным поставщиком. Многие разделы не функционируют, в некоторых присутствуют только тестовые записи, не выводятся данные, в ряде разделов сервер выдает ошибку.


Разработку и запуск системы осуществлял заявили TAdviser, что все представленные замечания прорабатываются с техническими специалистами, и необходимые меры будут приняты в кратчайшие сроки.


Приемка работ осуществлялась межведомственной комиссией с участием Минэкономразвития, ФАС , Дмитрий Медведев подписал постановление о порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок. В соответствии с документом, Федеральное казначейство должно обеспечить ввод системы в эксплуатацию не позднее 1 января 2016 года, а в срок до 1 мая 2015 года - утвердить состав межведомственной комиссии по созданию системы в сфере закупок и положение о этой комиссии.

Документом также определяется, что перечень подсистем (компонентов, модулей) ЕИС в сфере закупок определяется в технической документации на основании функциональных требований к этой системе, которые устанавливаются Минэкономразвития .

Ранее в Минэкономразвития заявляли TAdviser, что, по мнению ведомства «из системного понимания закона», система должна была быть введена в эксплуатацию с таким расчетом, чтобы с ее использованием можно было планировать закупки на 2016 год. То есть, окончательный ввод системы в эксплуатацию предполагался на 4-й квартал 2015 года.

ТЗ на создание ЕИС по госконтракту, который Минэкономразвития заключило с научно-исследовательским центром ВШЭ, было разработано в 2013 году, а в течение 2014 года оно прошло дополнительно 2 этапа доработки, рассказали TAdviser в ведомстве.

Доработки были связаны с изменениями в закон 44ФЗ, которые были приняты в декабре 2013 года и в июне 2014 года, а также в связи с принятыми подзаконными актами, которые конкретизируют вопросы планирования, нормирования, обоснования закупок. В июле 2014 года появилась итоговая редакция ТЗ. Параллельно с доработкой ТЗ осуществлялась проработка финансово-экономического обоснования стоимости этого проекта, а по состоянию на ноябрь 2014 года казначейство вело работу по подготовке документации на заключение контракта на создание ЕИС.

Единая информационная система устранит «аномально» устойчивые связи в закупочном процессе

Возможность отслеживать «аномально» устойчивые связи между поставщиком и заказчиком, а также отклонения цен позволит Единая информационная система закупок, которая заменит официальный сайт www.zakupki.gov.ru . Об этом сообщил глава департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития РФ Максим Чемерисов в декабре 2015 года.

Ведомство предлагает все конкурентные процедуры перевести в электронный вид. «Это станет прорывным шагом», - уверен М. Чемерисов, отмечая, что в таком случае все процессы торгов станут максимально публичными.

В числе дополнительный функций Единой информационной системы появится единый каталог товаров и услуг, который позволит обеспечить создание системы единого ценообразования в сфере закупок.

Также должно быть осуществлено ограничение сроков взаиморасчета по контрактам, считает М. Чемерисов. «Задержки расчетов с поставщиками является серьезным препятствием эффективного ведения бизнеса. Этот барьер мы должны устранить», - сказал М. Чемерисов.

Раскрытие информации о субподрядчиках позволит устранить злоупотребления со стороны как заказчиков, так и поставщиков. Кроме того, должны быть установлены дополнительные требования к приемке выполненных услуг и поставленных товаров.

«Кроме того, необходимо усилить контроль за порядком закупок в чрезвычайных ситуациях – в этом секторе есть риск злоупотреблений в плане превышения органами власти своих полномочий», - отметил М. Чемерисов.

2014

Передача проекта от МЭР к Казначейству

В конце сентября 2014 года в соответствии с постановлением правительства полномочия по созданию и развитию ЕИС были переданы от Минэкономразвития Федеральному казначейству . К Казначейству перешла также обязанность установления порядка регистрации в ЕИС и использования системы.

«Закрепленная постановлением схема распределения полномочий между Минэкономразвития и Казначейством позволяет максимально эффективно использовать имеющуюся у нас экспертизу по созданию государственных информационных систем федерального уровня, а также ту информационно-технологическую инфраструктуру, которой наше ведомство располагает», - сказал по этому поводу 12 ноября 2014 года Сергей Гуральников, заместитель руководителя Казначейства.

В Минэкономразвития относительно передачи функций по созданию ЕИС от их ведомства к Казначейству заявили TAdviser, что это обусловлено, во-первых, тем, что принято решение создавать ЕИС на базе уже существующего официального сайта zakupki.gov.ru, который находится в ведении Федерального казначейства, а, во-вторых, с тем, что сейчас Федеральное казначейство совместно с Минфином разрабатывают государственную информационную систему «Электронный бюджет», которая должна быть интегрирована в единые информационные системы. Поэтому целесообразно, чтобы эти два государственных информационных ресурса находились под управлением одного ведомства, заключили в Минэкономразвития.

Федеральное Казначейство о системе

По мнению Сергея Гуральникова, использование программно-аппаратного комплекса официального сайта РФ при создании ЕИС позволит уменьшить сроки и сократить стоимость реализации проекта.

«Такой подход, как мне видится, обеспечит реализацию основного приоритета создания и поэтапный запуск функционала новой системы без излишних потрясений как для заказчиков, так и поставщиков», - сказал Гуральников.

По его мнению, это также обеспечит максимальную преемственность того функционала, который уже был создан ранее, и возможность использования новых технологических инструментов для его совершенствования.

Гуральников также пояснил, что в настоящее время бюджетный закупочный процесс на технологическом уровне является разрозненным. Заказчики вынуждены работать в нескольких информационных системах, перенося данные из одной в другую, а также дублируя их. Отсутствие единых справочников, классификаторов в бюджетных и закупочных системах, по заверению чиновника, требует дополнительных трудозатрат на обеспечение непротиворечивости этих данных в различных системах.

Говоря о масштабах системы, Гуральников сообщил, что ЕИС будет представлять собой информационную площадку для работы порядка 1,5 млн участников - организаций-заказчиков и поставщиков.

«Мы планируем, что порядка 5 млн извещений будет публиковаться в ЕИС в течение года, - заявляет чиновник. - В связи с этим предстоит дополнительная работа совместно с Минкомсвязи по резервированию данных ЕИС при использовании инфраструктуры электронного правительства".

В Казначействе уверены, что нововведения, реализованные в ЕИС, позволят получить единый цикл электронных закупок, сократив временные и финансовые издержки всех участников электронного взаимодействия: «Это, несомненно, повысит прозрачность и доступность информации о госзакупках, расширит возможности по аналитике и поиску, приведет к снижению стоимости госконтрактов, позволит расширить контингент участников».

Доклад о Контрактой системе Сергея Гуральникова на CNews FORUM 2014


Замечания Счетной палаты к реализации проекта

В ноябре 2014 года по итогам проверки эффективности использования средств в рамках формирования контрактной системы за 9 месяцев Счетная палата сообщила, что результаты ранее выполненной ВШЭ работы не использовались, а срок запуска единой информационной системы в сфере закупок теперь и вовсе не определен.

«Учитывая, что для формирования программно-аппаратного комплекса ЕИС и ее опытной эксплуатации необходим определенный срок, а конкурс на разработку системы до настоящего времени не объявлен, декларируемая задача по повышению прозрачности закупок за счет внедрения ЕИС в 2014–2015 годах выполнена не будет», - отмечают в Счетной палате.

2013: ВШЭ создает концепцию за 6,9 млн руб

Работы над созданием системы начались еще в 2013 году. Тогда в сентябре правительство наделило Минэкономразвития функциями по выработке требований по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС, а также установлению порядка регистрации и порядка пользования ею., Выполнение работ (оказание услуг) по созданию, развитию и обеспечению функционирования прикладного ПО для информационного обеспечения реализации положений № 44-ФЗ

  • Руководство пользователя ЕИС по 44-ФЗ - это пошаговая инструкция, которая помогает заказчикам и поставщикам разобраться с инструментарием так называемого «официального сайта госзакупок». Ежедневно в нем заказчики решают массу задач: от публикации закупок до заполнения реестра контрактов. В статье вы сможете скачать пошаговые инструкции по решению задач в ЕИС.

    Мы уже рассказывали о том, . Без нее не обойтись ни заказчику, ни поставщику. Чтобы помочь посетителям сайта разобраться с его инструментарием, созданы руководства пользователя. Они содержат пошаговые инструкции по выполнению тех или иных действий. Заказчику, например, эти документы подскажут, или . Поставщику — или как проверить контрагента с помощью . Причем инструкции описывают функционал как открытой, так и закрытой части Единой информационной системы.

    Где искать

    Любое руководство пользователя ЕИС 223 ФЗ или 44 ФЗ хранится в специальном разделе. Чтобы попасть в него с главной страницы, перейдите в раздел «Документы».

    На следующей странице в подменю слева выберите «Обучающие материалы». Доступны не только текстовые туториалы, но и видео-инструкции, указания по регистрации в системе и настройке рабочего места и многое другое.

    Материалы по 44 ФЗ или 223 ФЗ представляют собой целые разделы. Для каждой цели предусмотрен отдельный файл, что упрощает поиск и обучение.

    Как пользоваться

    Все справочники доступны для скачивания в формате ПДФ-файлов. Чтобы открыть, понадобится любая программа, способная читать этот формат. Например, бесплатный Adobe Acrobat Reader.

    Ниже вы сможете скачать самые необходимые указания.

    Справочники по работе с системой тоже меняются: редактируются старые, добавляются новые. Например, в связи с изменениями в контрактной системе, 02.07.2018 практически все документы актуализировались. В любом случае целесообразно убедиться, что вы используете актуальную версию инструкции. Ниже вы можете скачать мануалы с учетом вступивших в силу 01.07.2018 поправок.