Как спланировать маршрут путешествия. Самостоятельное путешествие: преимущества, мифы, алгоритмы планирования и покупки билетов. Маленькие помощники для большого путешествия

Незнакомый район города, небольшое количество свободного времени и необходимость (или желание) пешком добраться до метро/отеля/вокзала – наверное, каждый хоть раз попадал в такую ситуацию. При этом с одной стороны хочется посмотреть какие-нибудь красивые и интересные места, однако с другой стороны ограниченное время не позволяет слишком сильно уклоняться от прямого маршрута.

Ситуация еще больше осложняется, если рядом нет никаких крупных достопримечательностей, о которых все знают и которые можно было бы включить в свой маршрут после короткого поиска в интернете. Что делать если вы застряли в каком-нибудь Купчино, про которое вы только и слышали, что там лучше не застревать? Приходится идти по навигатору, надеясь, что на пути встретится что-то интересное. Однако популярные навигаторы учитывают лишь расстояние и время в пути, но не принимают во внимание интересность маршрута. Мне попадались еще проекты, пытающиеся учитывать удобство пешего маршрута (ведущие в обход шумных магистралей), но хочется же пройти не только комфортно, но и увидеть какие-нибудь красоты.

Подумав немного, я решил взяться за эту задачу сам. Как всегда, общая идея алгоритма довольно проста, но дьявол кроется в мелочах. А в случае навигации, мелочи могут быть довольно существенны и с риском для здоровья, ведь вряд ли какой-нибудь турист обрадуется, когда навигатор в поисках достопримечательностей заведет его в дебри полузаброшенной промзоны ради маленькой мемориальной таблички (тру стори, один раз так и случилось).

Описание алгоритма и примеры работы под катом, ссылка в конце.

Основная идея

Изначальная идея у меня была такая: скачиваем Open Street Map карту, парсим ее, выдираем из нее информацию обо всех потенциально интересных для пешеходов объектах (с их списком еще предстояло определиться), рисуем вокруг них некие буферные зоны. Ищем пути каким-нибудь стандартным фреймворком, немножко хачим процесс построения навигационного графа, чтобы в этих зонах веса ребер стали ниже и тем самым организуем притягивание пешеходных маршрутов к ним.

Сказано - сделано. Для поиска пути была использована библиотечка GraphHopper, которая умеет из коробки читать OSM карты, строить маршруты для разных типов транспорта (машина, пешеход, велосипед), имеет несколько разных алгоритмов для поиска пути (простой поиск, поиск альтернативных маршрутов, всякие ускореенные-оптимизированные варианты) и умеет препроцессить навигационный граф для ускорения поиска (базовый поиск по городу работает очень быстро, за несколько миллисекунд). Для примера работы был выбран мой родной Санкт-Петербург - тут я мог сам оценить качество и интересность построенных маршрутов.

В итоге базовая версия алгоритма была слеплена на коленке за пару вечеров, а вот потом началось увлекательное путешествие по граблям и мелочам, в которых как известно и кроется дьявол и о котором я расскажу дальше.

Объекты для туристов и проблемы с OSM

В Open Street Map каждый объект - это геометрия (Node, Way или Relation) плюс некоторое количество строковых пар «ключ-значение».

Вот так выглядит Зимний Дворец в OSM:

Проблема в том, что поскольку OSM - это открытая и редактируемая участниками карта, стандартизация там хромает на обе ноги. Для обозначения одного и того же типа объектов может использоваться разный набор тегов и разная комбинация объектов, часть тегов считается «каноничной» и описана на вики, но все равно есть куча вариантов, как просто альтернативных, так и откровенно ошибочных, но тем не менее использующихся. В итоге любой код, работающий с OSM (особенно всякие навигаторы и рендереры) вынуждены все это учитывать и содержать в себе кучу кода для обработки таких вот особых случаев.

Например тег highway=unspecified означает не «какая-то дорога неизвестного типа», как думают многие мапперы, а вполне конкретный тип дороги по европейской классификации, но лепят его куда попало из-за названия. Причем у этого типа дороги предполагается наличие пешеходной обочины или тротуара, поэтому навигатор строит пешеходные маршруты по ней, в то время как по реальной такой дороге в СПб пешеходы не ходят (это проезжая часть улицы). Или вот еще пример: addr:housename тег у нас иногда используют для названия зданий, например почему-то западное крыло здания Главного штаба на Дворцовой площади названо именно через этот тег. В то время как в гайдах самого OSM сказано, что его стоит использовать только в тех странах, где вместо номеров домов используются имена (в Японии вроде так делают), а для официальных названий зданий использовать тег name и подобные.

Еще один бесящий меня момент - разметка зеленых зон. Для этой цели есть два разных тега, leisure=park и landuse=grass. На карте они выглядят примерно одинаково: просто зеленая зона, чуть отличаются цветом. В итоге лепят их вперемешку кто как хочет. Из-за чего часто разделительный газон между проезжими частями улицы становится «парком» и начинает притягивать пешеходные маршруты.

Все эти нюансы приходилось открывать для себя по мере построения и анализа маршрутов.
В качестве набора объектов, представляющих интерес для пешеходов, в итоге был выбран следующий список:

  • Туристические достопримечательности отмеченные тегом tourism
  • Зеленые зоны. leisure=park, garden. После некоторых размышлений были добавлены landuse=cemetry, кладбища. С одной стороны так себе достопримечательность, с другой - например на Васильевском острове в СПб единственная крупная зеленая зона - кладбище, которую местные используют вместо парка, а настоящих парков там вообще нет.
  • Вода: реки, озера, пруды. Тут мешанина из тегов water, waterway и кучи дублирующихся значений. Ведь так приятно бывает пройтись по набережной в жаркий день. Во всяком случае я так думал, пока не попробовал обработать Смоленск - внезапно выяснилось, что в глубинке берега речки - это не красивая набережная как у нас в Питере, а заросший и замусоренный пустырь, от которого пешеходы предпочли бы держаться подальше. Но различить эти ситуации чисто по данным карты пока не удается.
  • Исторические здания и сооружения, то что помечено тегом historic. Они как правило просто красивы
  • Всякая прочая городская мелочевка, отмеченная тегом amenity. У него очень много значений, я выбрал лишь некоторые, например уличные часы (clock) - часто бывают красивыми, религиозные сооружения (place_of_worship), стрит-арт всякий (graffiti) и некоторые иные
  • Пешеходные улицы и площади highway=pedestrian
По ходу исследования я понял, что кроме положительных зон, привлекающих пешеходов, надо добавить еще и негативные, отталкивающие их. В этот список пока вошли:
  • Стройки landuse=construction. Пешеходам не очень приятно идти под строительными лесами, в летящей со стройплощадки пыли
  • Промзоны и гаражи landuse=industrial, garages. Тут как раз случился тот нюанс с заведением пешехода (а мы в Институте дизайна и урбанистики ИТМО это тестировали на студентах, которые ходили по проложенным маршрутам и потом писали отзывы в рамках исследования пешеходного удобства Петроградского района) в дебри промзоны Ленполиграфмаша. Оказалось что там не весь квартал помечен этим тегом (как делается обычно для разметки крупных промзон), а каждое здание по отдельности.
  • В идеале еще хочется уводить пешеходов от широких городских магистралей, где пыльно, шумно, много машин и обычно не на что особо смотреть. Но пока не получилось однозначно их детектировать. В OSM есть по сути только число автомобильных полос, но этого критерия недостаточно (многие важные туристические улицы, например Невский проспект, тоже многополосные)
Тот самый Ленполиграфмаш, содержащий где-то в своих дебрях памятник печатному станку, и куда мой алгоритм потащил бедную студентку

Важность достопримечательностей

Очевидно что достопримечательности бывают разные. Есть крупные, всемирно известные объекты - как Эйфелева башня или вот Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, которые притягивают огромное количество туристов, и ради посещения которых люди могут сделать приличный крюк. И есть какие-то небольшие, местечковые украшения - какой-нибудь стрит-арт, небольшая скульптура во дворе, которые люди готовы осмотреть только по пути и не хотят тащиться к ним издалека. Для корректного построения интересных и удобных маршрутов нужно было научиться как-то разделять разные категории достопримечательностей, при этом все что у нас есть в OSM - это некая геометрия и набор тегов. Пришлось придумать набор эмпирических правил для назначения «важности» достопримечательности, в дальнейшем определяющей изменения весов в графе.

Изначально важность равна нулю и увеличивается при выполнении следующих условий:

  • +3 при наличии тега historic - он есть только у важных исторических зданий, да и то не у всех
  • +3 за наличие тегов wikipedia или wikidata. Свои страницы на вики есть обычно только у важных объектов
  • +1 за наличие link или url - свой сайт, опять же, есть далеко не у всех, но часто этот тег ведет на страницу какого-нибудь каталога и есть у мелких объектов
  • +1 за каждый тег name. Имя может задаваться кучей способов, могут быть всякие old_name для исторических названий или имена переведенные на другие языки. Опять же, наличие многих имен свидетельствует о достаточной важности объекта (раз кто-то запарился их все проставить)
  • building:architecture - архитектурный стиль, обычно ставится на всякие красивые памятники архитектуры
Этот список определен опытным путем и худо-бедно позволяет отделить Зимний дворец от безымянного граффити на окраине. В итоге важность равная 0 означает какой-то локальный мелкий безымянный объект (клочок зелени, граффити), около 3-4 - это уже что-то интересное (церковь, сквер где можно посидеть и отдохнуть), ближе к 10 начинаются достопримечательности городского уровня, тот же Зимний дворец.

Список не идеален и сильно пологается на данные OSM, которые зачастую неполны. Например, Нарвские ворота изначально имели всего одну единицу важности, так как кроме имени для них ничего не было проставлено. Пришлось сходить самому в OSM и добавить им имена, стиль, годы постройки, высоту (для корректного определения видимости, о чем дальше) и т.п. В общем-то в этом еще и общественная польза есть - для повышения качества маршрутов я время от времени иду в OSM и проставляю там отсутствующие теги, которыми затем могут пользоваться другие навигаторы или программы.

Области влияния

Достопримечательности бывают разного размера. Какую-нибудь небольшую скульптуру надо рассматривать с расстояния не более 5-7 метров. Медный всадник неплохо виден и с 20-30. Исаакиевский собор - одно из самых высоких сооружений в центре города - прилично виден с 200-300 (под этим я понимаю что туристу необязательно подходить вплотную, а вполне комфортно насладиться видом с такого расстояния, так-то его видно и за километр с другого берега Невы, но уже без деталей). Как же определить, на каком расстоянии достопримечательность должна влиять на маршруты пешеходов?

Медный Всадник и купол Исаакиевского собора вдалеке

Во-первых, я эмпирически построил радиусы видимости. Они зависят от всей доступной информации о достопримечательности и превращают ее в один из четырех радиусов: small 30 метров, medium 100, large 250 и huge 350 метров.

Немного особняком стоит видимость рек и парков. Для них я поставил 30 метров, т.е. примерно соответствует ширине набережной или улицы вокруг парка. Так как смотреть на парк издалека довольно бессмысленно, надо идти рядом с ним.

Тип видимости определяется по правилам:

  • Точечные (т.е. заданые OSM-типом Point) объекты это Small видимость, это обычно мелкие монументы и стрит-арт
  • Но точечные и с тегом historic это Medium, т.к. это часто крупные монументы на высоких постаментах, типа того же Медного всадника
  • Области менее 20*20 метров (way или relation) это Medium
  • Больше - Large
  • Если у объекта есть тег height (высота в метрах) или building:levels (этажность), то при высоте более 50 метров он считается Huge - это как раз сделано специально для Исаакия и прочих больших соборов и зданий, видимых издалека
Но возникла проблема: в условиях плотной застройки исторического центра СПб наивный подход с радиусами не работал, так как реальная область видимости какого-нибудь стоящего в глубине двора храма была намного меньше, по сути он виден только с участка улицы строго напротив него. Пришлось заняться построением честных (ну почти) полигонов видимости.

Церковь Святой Екатерины стоит в глубине двора, окруженная домами со всех сторон:

Сперва надо было определиться с препятствиями. Ну тут все просто, я взял и прочитал из OSM данных все полигоны с тегом building. Это будут полигоны, блокирующие нашу видимость. Затем написал простой наивный алгоритм построения полигона видимости точки с помощью трассировки лучей. Высокая точность мне там ни к чему, хватило десятка лучей на точку. Поначалу я не мудрствуя брал центроид геометрии достопримечательности, но это давало не лучшие результаты для протяженных (длинных и узких) зданий. Поэтому в дальнейшем для больших достопримечательностей я стал брать три точки - центроид и две наиболее удаленные от него и друг от друга точки на внешней границе. Почему я не стал строить видимость честно? Потому что если алгоритм построения области видимости точки тривиален (пускаем из точки лучи во все стороны, смотрим где они пересекли ближайшие препятствия, соединяем эти точки), то вот построить честную видимость ребра (и в итоге - полигона) уже гораздо сложнее (первое приходящее в голову решение - строить видимость двух концов ребра и объединять - очевидно неправильное).

В итоге получилась неплохая аппроксимация. Строит она неидеально, но для нужд пешеходной навигации такой точности нам достаточно. Единственная проблема - она не учитывает высотность зданий, т.е. любая мелкая будка нам перегородит обзор на пятиэтажную колокольню. Но тут уж ничего не поделаешь - OSM данные далеко не везде содержат этажность, да и строить объемы видимости в 3д гораздо сложнее. Хотя возможно я еще к этому вернусь.

Построенные полигоны видимости для этой и соседней церквей

Красота маршрута и как ее повысить

Итак, мы научились считать важность и видимость достопримечательностей и вроде бы стали строить неплохие маршруты. Во всяком случае это было так, пока я тестировал на центральных районах Санкт-Петербурга, имеющих очень высокую плотность красивостей на квадратный километр.

Однако стоило отойти чуть в сторону от центра, как внезапно алгоритм стал признавать свое бессилие. И построенный им маршрут стал совпадать с кратчайшим. Так как достопримечательностей в этих районах - кот наплакал, расположены они далеко друг от друга, поэтому при поиске пути по комбинированной метрике «красота + расстояние» вклад первого слагаемого оказывался околонулевым, в итоге алгоритм строил просто кратчайшие маршруты.

Конечно всегда можно было сказать «это не мы такие, это города у нас такие скучные», но это было бы не очень правильно. Поэтому я задался вопросом, как оценить построенный маршрут, и как можно его улучшить. Самое простое решение, сразу приходящее в голову - давайте удлиним маршрут, принудительно вставив в него крюк до какой-нибудь достопримечательности, оставшейся в стороне.

Теперь в случаях если а) общая сумма важности всех достопримечательностей маршрута на километр меньше некоей величины или б) пользователь сам выбрал построение максимально интересного маршрута мой алгоритм пытается его улучшить. Для этого строится изначальный маршрут, берется буфер вокруг него (его толщина определяется длиной, чем длиннее маршрут - тем более длинный крюк разрешается сделать), внутри этого буфера ищется несколько новых (еще не вошедших в маршрут) достопримечательностей со score>2 (мы не хотим делать крюки в километр к noname скверикам) и прокладываются новые маршруты от начальной точки к этой промежуточной цели, а от нее - к точке назначения. При этом дополнительно контролируется длина, в итоге мы должны получить маршрут не более чем в два раза длиннее кратчайшего пути между начальной и конечной точками.

Первая версия алгоритма (слева) оказалась бессильна найти что-то интересное и построила кратчайший маршрут. А вот версия с добавлением промежуточной достопримечательности (справа) включила в него ДОТ КВ-19 , он находится в правом нижнем углу маршрута (на таком уровне зума его не видно, но сервис покажет его в списке и позволит найти на карте по клику на имени).

Тот самый ДОТ. Вообще в Купчино хватает подобных объектов, связанных с обороной Ленинграда, так как именно там проходили оборонительные рубежи города:

Конечно, далеко не всяких пешеход согласится делать крюк ради какой-то незначительной по его мнению достопримечательности. Именно поэтому сервис показывает длину маршрута по сравнению с кратчайшим и список достопримечательностей на нем, а уж пользователь может сам решить, интересен ли ему такой маршрут. Плюс есть ползунок, который позволяет сократить (или наоборот увеличить) максимально допустимый крюк.

На практике пришлось столкнуться еще с некоторыми проблемами и странностями. Во-первых при наивной реализации буфера вокруг маршрута он «вылезал» за начало и конец. И часто получались ситуации когда маршрут шел мимо конечной точки еще на пару сотен метров. Или наоборот, шел в противоположную сторону от конца со старта, и только затем возвращался к нужному направлению. Хоть такие маршруты и позволяли осмотреть больше достопримечательностей, пешеходы очень не любят когда их уводят сильно в сторону от цели. Пришлось сперва «выколоть» на навигационном графе область вокруг конечной точки (сделать ребра непроходимыми при поиске пути к промежуточной), а затем и вовсе строить буфер не вокруг всей линии маршрута, а лишь начиная с определенного расстояния от старта и заканчивая на определенном расстоянии до конца.

Второй проблемой были маршруты с возвратом по той же улице. Не знаю как вы, а я терпеть не могу возвращаться тем же маршрутом, которым я шел вперед. Всегда предпочитаю идти другой дорогой. И поэтому от своего алгоритма я пытаюсь добиться того же поведения. Правда вот с этим пока проблемы. В качестве первой попытки я сделал так, что все ребра (кроме последнего), участвовавшие в пути от старта до промежуточной точки, вырезаются из графа при поиске пути от промежуточной до конца. Это позволяет избежать возврата ровно тем же путем, но не защищает от почти такого же пути - например возврата по другой стороне той же улицы. Вырезание всех ребер в окрестности же часто делает нахождение обратного пути и вовсе невозможным. В общем тут еще остается над чем подумать. Хотя в этом плане мой алгоритм уже работает лучше, чем некоторые из конкурентов, которые на эту тему просто не задумываются и легко строят тупиковые ответвления маршрута.

Примеры работы

Текущая реализация находится на sightsafari.city
Там пока почти нет геокодера (есть OSM-ный, но он довольно плохо работает), поэтому точки лучше ставить прямо на карте, правым кликом или долгим тапом. Ползунок отвечает за тип маршрута: крайнее левое положение ищет кратчайший, без учета достопримечательностей, дефолтное третье дает неплохой баланс, крайнее правое - всегда пытается улучшить маршрут и часто генерирует довольно замысловатые пути.

Вот пара примеров. Маршрут от дома где я раньше жил до метро Московская по мнению Яндекса, скучный путь через дворы и небольшие улочки:

А вот маршрут по мнению моего алгоритма. Проходит через край парка Победы, мимо исторического музея, мимо Чесменской церкви и дворца, по площади Дома Советов мимо фонтанов и крутой сталинской архитектуры.

Чесменская церковь. Я и сам обычно делал небольшой крюк чтобы пройти в этом месте, а не через скучные дворы хрущевок напрямик.

Вот еще пример: кратчайший маршрут от Смольного (где находится администрация СПб) до станции метро «Площадь Восстания» идет по Суворовскому проспекту. Но там рядом, чуть в стороне, есть красивый Таврический сад, куда мой алгоритм предложит вам заглянуть.

Заключение

Пока сервис работает только для Санкт-Петербурга, Пушкина и Смоленска (зоны с доступной навигацией отмечены красным пунктиром). Еще многое предстоит улучшить, а для этого в первую очередь нужны отзывы. Так что пробуйте, пишите отзывы на маршруты (там есть кнопочка над списком достопримечательностей), надеюсь оно кому-то будет интересно и полезно.

По запросу могу подключить новые города - Москву, пожалуй, побоюсь, сервер треснет (хотя можно не всю, а только центр, конечно), вот что-то поменьше можно. Главное чтобы для этого региона был более-менее качественно размечен OSM, ну и чтобы были какие-то достопримечательности, с чем у маленьких городов все не очень интересно (в том же Смоленске, который я добавил для одного своего тамошнего товарища, все интересное кучкуется в 2-3 местах города, и обойти их можно безо всякой умной навигации).

UPD: добавил Москву в пределах ТТК, Уфу, Калининград, Нижний Новгород, Киев, Казань, Ростов-на-Дону, Благовещенск, Саратов, Пензу, Одессу, Минск, Екатеринбург, после чего на сервере кончилась память. Так что заявки на новые города временно не принимаются, пока я не придумаю как это дело оптимизировать.

UPD 2: Геокодер OSM, как я уже написал, работает плохо (знает мало адресов, требует структурированных данных на входе), поэтому лучше ставьте точки на карте вручную, а не вводите адрес. В дальнейшем что-то надо будет с этим придумать, но все нормальные геокодеры (например у Яндекса) стоят слишком ощутимых для хобби-проекта денег, а в бесплатной версии имеют слишком ограничивающую лицензию (например можно отображать результаты поиска только на карте самого Яндекса).

UPD 3: Завел паблик в ВК где можно будет выкладывать свои идеи, запросы новых городов и где я буду писать об обновлениях сервиса

Грамотно составленный маршрут путешествия - это основа любой самостоятельной поездки! От того, насколько хорошо Вы составите маршрут самостоятельного путешествия зависят и Ваши расходы, и Ваш комфорт, и Ваши впечатления. Неважно, куда Вы собираетесь - в одну страну или сразу несколько... На европейские каникулы, за азиатской экзотикой или из столицы в деревню к бабушке... Главное - знать, с чего начать, и учесть все важные нюансы. Если у Вас хороший маршрут путешествия - поездка будет удачной!

В этой статье мы не коснемся автотрипа (путешествия на автомобиле) - это большая тема для отдельной статьи со своими тонкостями и нюансами...

Итак, с чего же начать составление маршрута путешествия?

Для начала, не зацикливайтесь и не считайте его законом, обязательным к неукоснительному исполнению. Ничего хорошего не выйдет, если Вы распланируете свое путешествие слишком тщательно, расписав каждый километр и каждую минуту поездки... Почему?

Во-первых , у Вас никогда не получится следовать слишком распланированному маршруту. Это невозможно!

Путешествие как брак. Главное заблуждение – думать, что у вас все под контролем... Джон Стейнбек

Ваш маршрут, наверняка, неоднократно поменяется в процессе его составления, и с большой долей вероятности - в процессе путешествия. И это хорошо!

Во-вторых , Вы не получите от настолько спланированного путешествия удовольствия. Ведь, согласитесь, не слишком увлекательно заниматься сексом строго во вторник в 23:00 и в субботу ровно в 15:00... В путешествии, как и в сексе, должна присутствовать доля спонтанности, фантазии и экспромта! Только тогда Вы получите от него удовольствие.

Но, спланировать основные этапы и учесть важные нюансы все-же придется...

Хороший маршрут путешествия. Этапы составления

Сроки, ориентировочные даты и бюджет.

Определитесь, когда и на сколько Вы хотите отправиться в путешествие и сколько Вы готовы на него потратить? И помните - путешествовать можно практически за любые деньги!

Наш опыт: Мы потратили на два абсолютно разных путешествия (включая авиабилеты, транспорт, отели и питание) абсолютно идентичные суммы в рублевом эквиваленте... 10 дней "медового месяца" на Мальдивах (с одним перелетом туда-обратно) в 2008 году и почти 3 месяца в Азии с двумя детьми через Гонконг, Филиппины (Манилу и Миндоро), Малайзию (Куала-Лумпур и Лангкави), Таиланд (Ао Нанг, Краби) и Стамбул (6 перелетов, паром, автобусы и пр.) в 2014 году. Обе эти поездки, причем совершенные с разницей в 6 лет, обошлись нам примерно в 150 тысяч рублей. Соответственно, первая поездка обошлась в 15"000 рублей в день на двоих, вторая - почти в 10 раз дешевле на четверых!!!

Чем дольше путешествие, тем дешевле оно обойдется в сутки.

Пункт назначения.

Решите, куда Вы хотите поехать? О чем Вы мечтаете? Объехать всю Европу или посетить все достопримечательности Парижа? Узнать всю Юго Восточную Азию или провести неделю в Тибете? Насладиться пляжами Карибских островов или городами Золотого Кольца России? Какая бы ни была мечта - это Ваша мечта и она выполнима!

Откройте карту Мира и Интернет. На этом этапе у Вас уже будет предварительный маршрут путешествия. Вы определитесь со страной/странами и городами.

Обязательно поинтересуйтесь в Интернете климатом и погодой в регионе на выбранные даты, чтобы не попасть в "сезон дождей" и не прятаться в здании отеля от тропического ливня или урагана.

Визы.

В большинство азиатских стран визу заранее можно не оформлять - она выдается автоматически по прибытии, в среднем, на срок от двух недель до месяца. А вот в большинство европейских стран понадобится "шенгенская виза".

В любом случае, перед поездкой обязательно выясните актуальные визовые требования интересующих Вас стран. Надежнее всего это сделать на сайтах консульств и официальных визовых центров.

При поездке в Европу, выбирайте страной первого въезда или самого длительного пребывания те страны, в которые оформить и получить "шенгенскую" визу проще. Например: Финляндию, Чехию, Испанию...

Как добраться?

Есть множество способов отправиться в путешествие! На автомобиле или автостопом, на автобусе или поезде, ну и конечно же на самолете... Самолет - самый популярный вариант. И, при поиске авиабилетов к пункту назначения, путешественника очень сильно выручит Aviasales - поисковый сайт-агрегатор, который найдет для Вас самые дешевые авиабилеты по всему Миру! Причем, абсолютно бесплатно !

Ищите билеты заранее. При поиске авиабилетов пробуйте менять даты, города и аэропорты вылета и прилета. Используйте "Календарь низких цен" и "Карту низких цен" . Билеты, купленные за несколько месяцев до путешествия, с вылетом в середине недели и прилетом в соседний аэропорт, могут оказаться в разы дешевле!

Подробнее обо всех нюансах покупки авиабилетов можно прочитать в отдельной статье: Как купить дешевые авиабилеты?

Иногда, при посещении нескольких стран, есть смысл заглянуть и напрямую на сайты low-cost авиакомпаний в поисках акций... Недорогих low-cost авиакомпаний много и в Европе, и в Азии. И билет на самолет в соседнюю страну очень часто можно приобрести буквально за 10 евро!

При перемещении по стране или в соседние страны одного региона, не стоит забывать и о другом транспорте помимо самолетов... В Европе очень развито скоростное железнодорожное сообщение (например, поезда TGV ). А в Азии можно очень дешево добраться куда угодно на автобусах и паромах .

Мы замечательно, быстро и недорого добирались из Амстердама до Парижа в Европе. Да и в Азии (Таиланде, Малайзии, Филиппинах) пользовались паромами и автобусами неоднократно - чтобы добраться из Манилы до острова Миндоро, чтобы добраться из Бангкока в Паттайю или на остров Ко Чанг, чтобы добраться с острова Лангкави в Таиланд до Краби и Ао Нанга... Но первоначально попасть к основному месту назначения быстрее и удобнее все-же на самолете...

На этих этапах маршрут Вашего путешествия, скорее всего, будет откорректирован. На него повлияют цены на билеты, даты вылетов, а может и визовые требования.

Наш опыт: Когда мы собирались в Таиланд (Бангкок, Паттайя, остров Ко Чанг) и подобрали билеты авиакомпании Emirates с пересадкой в Дубае, мы узнали об услуге авиакомпании под названием "Остановка в Дубае" (Dubai Stopover) . В рамках этой услуги Emirates можно с очень хорошей скидкой получить кратковременную визу ОАЭ, отель и трансфер. Соответственно, мы приняли решение воспользоваться услугой "Остановка в Дубае" (Dubai Stopover) и на обратном пути из Таиланда провели один незабываемый день в Дубае .

Наш опыт: Когда мы планировали поездку в Амстердам и Париж, мы узнали, что очень дешево долететь до Амстердама из Хельсинки, да и финскую визу оказалось оформить гораздо проще французской... А авиабилеты из Парижа в Москву оказались намного дешевле не напрямую, а через Берлин... В итоге, мы побывали еще и в Хельсинки, и в Берлине.

Достопримечательности.

Где Вы хотите побывать, куда съездить и что увидеть? Это - самый интересный и увлекательный этап составления маршрута путешествия. При планировании, Вы уже очень много узнаете о культуре и истории страны, ее кухне, природе, красивых местах и достопримечательностях... А предвкушение, как известно, еще больше усиливает аппетит...

На этом этапе очень важно не только выбрать места и достопримечательности, но у узнать, как они работают, сколько стоит посещение и как до них добраться! Да, и не гонитесь за всеми достопримечательностями или самыми популярными... Выберите те достопримечательности, которые наиболее интересны именно Вам. А при составлении маршрута их посещения, постарайтесь отметить достопримечательности на карте и двигаться к ним последовательно, а не метаться туда-сюда из одного уголка города или страны в другой.

Наш опыт: Три дня в Париже во время нашей поездки по Европе мы распланировали следующим образом: один день на одну половину города, второй день - на вторую половину, а третий - на Диснейленд в пригороде Парижа. В итоге, пятки мы конечно стерли, но никуда не торопясь увидели абсолютно все, что хотели, упустив лишь одну единственную достопримечательность из запланированных.

При планировании поездки обязательно выясните праздничные дни в стране посещения. Неожиданное событие может кардинально поломать все планы даже опытного путешественника... Крупный католический, мусульманский или буддистский праздник может обернуться как интересными праздничными мероприятиями, так и полностью "вымершей" инфраструктурой с закрытыми торговыми центрами, магазинами, банками, обменниками, ресторанами и даже аптеками!

Наш опыт: Мы дважды абсолютно неожиданно для нас оказывались в такой ситуации в Варшаве - на католический праздник "Трех королей" и в канун пасхи... Оборотной стороной медали стали загубленный на корню шоппинг из-за закрытых торговых центров, невозможность перекусить в ресторане и даже обменять деньги...

Выбор отеля.

Остановиться в другой стране можно, конечно, не только в отеле... Это может быть и бесплатный каучсерфинг, и апартаменты на airbnb, и аренда дома... Но самый дешевый, надежный и удобный способ, по нашему мнению - это бронирование отеля на сайтах-поисковиках Hotellook или RoomGuru . Просто введите в форму поиска Ваш запрос и получите самые выгодные предложения по отелям...

Общественный транспорт.

Как передвигаться по городу/стране/странам? Обязательно найдите в Интернете информацию заранее! Иначе, уже находясь в другой стране, Вы не будете знать ничего: ни как куда доехать, ни где купить билеты, ни сколько они должны стоить, на способы сэкономить...

Вот теперь Ваш маршрут путешествия становится уже чем-то цельным и завершенным... Пора перейти к оформлению страховки...

Страховка.

Страховка - это, наверное, самая недорогая, но самая значимая составляющая любого путешествия. Какие-то 10 долларов, потраченных на страховку, могут сохранить Вам десятки тысяч долларов, потраченных на медицинское обслуживание, сохранить Ваши нервы, время, здоровье и даже жизнь!

При поиске любой информации в Интернете, используйте только надежные источники. Это официальные сайты министерств по туризму и сайты консульств разных стран Мира. Это тревел-блоги путешественников с отчетами о реальных поездках, Википедия, некоторые форумы (например, форум Винского) или хорошие туристические порталы. Остерегайтесь множества форумов и некоторых даже крупных порталов (не говоря уже о небольших сайтах), где зачастую часто перепечатывается одна и та же недостоверная и неактуальная копирайтерская информация от авторов, которые никогда нигде не были...

Загляните на нашу страничку с секретной информацией для путешественников . Там Вы найдете ссылки на самые лучшие и полезные сервисы для путешественников, скидки и выгодные предложения...

Вы также можете воспользоваться нашей новой рубрикой Распродажи , где можно найти очень выгодные предложения по авиабилетам, отелям и страховке и соединить их вместе...

Итак, вы выбрали отличное место для отдыха. Теперь пора разобраться в деталях: что вы там будете делать? Где и как вы будете питаться? Как за неделю вы сможете всё осмотреть? Для одних людей это приятное занятие, другие же считают такое планирование нудным процессом. Мы собрали несколько советов экспертов о том, как правильно составить маршрут путешествия.

1. Определите, какой вы путешественник.

Подумайте о том, кем вы являетесь в повседневной жизни. Вы планировщик или спонтанный человек? Вы предпочитаете массу мероприятий по выходным или же времяпровождение на диване перед телевизором? Когда вы отправляетесь в путешествие, ваши предпочтения и образ жизни вряд ли волшебным образом изменятся. Вместо того чтобы беспокоиться о том, что вы «должны» делать в отпуске, выясните, какую активность вы найдете наиболее приемлемой: пролежать на или целыми днями ходить по экскурсиям. Как только решите, какой тип вам подходит, у вас появится представление о том, что добавить в ваш маршрут путешествия.

2. Не перестарайтесь с планами.

Всегда есть соблазн втиснуть максимум мероприятий в одну поездку. Предположим, вы планируете тур в Европу. Вместо того чтобы пытаться охватить четыре страны за четыре дня, лучше проведите время в двух крупных городах и не перегружайте свой маршрут путешествия слишком большим количеством действий.

3. Однако не забывайте учитывать важные детали.

Стоит отметить время, адрес и стоимость любых мероприятий на вашем маршруте. Кроме того, не забудьте о расписании автобусов и поездов, чтобы потом не искать всё это в спешке.

4. Составьте ежедневную карту.

Вместо того чтобы поминутно планировать каждый день своей поездки, придумайте несколько разных вариантов ежедневного графика: возможно, несколько мероприятий в одном городе или день музеев – на ваш выбор. Google MyMaps – отличный инструмент в этом плане, поскольку он позволяет создавать личные карты и отмечать места, которые вы хотите посетить.

5. Давайте себе время для отдыха.

Добавьте запланированные перерывы в свой маршрут путешествия. Сколько их вам понадобится, зависит от того, предпочитаете ли вы быстрое или медленное путешествие. Если вы будете ужасно уставать, вы не получите никакого , созерцая Мону Лизу в Лувре.

6. Не полагайтесь только на Google.

Например, туристический веб-сайт города является хорошим вариантом для получения информации. Также не забывайте о путеводителях и даже местных газетах, где могут быть анонсы интересных событий.

7. Узнайте заранее, где проводятся какие-либо фестивали или праздники.

Если вы любите тусовки, вечеринки и новых друзей, занесите в свой список Октоберфест в Германии, Холи в Индии и карнавал в Бразилии. Это отличный способ пообщаться с местными жителями и познакомиться с культурой города или страны. Идеальный маршрут путешествия — это тот, в котором есть праздник.

8. Планируйте практическую деятельность.

Мастер-класс по изготовлению макарон в Италии или уроки танго в Аргентине – тоже отличные способы узнать о . Во-первых, вы приобретете новые навыки, а во-вторых, это полезная стратегия для путешественников, которые беспокоятся о том, что у них нет конкретного графика.

9. Воспользуйтесь долгим временем пересадки.

Восьмичасовая пересадка может испугать вас, но что, если вы превратите её в познавательное начало путешествия, а не просто сидение в аэропорту? Если у вас достаточно сил после перелёта, отправляйтесь в город, чтобы насладиться местной едой и познакомиться с новой местностью.

10. Будьте гибкими.

Что-то обязательно может пойти не так – то, что вы никак не ожидали. Будьте готовы ко всем возможным результатам. Запаситесь наличными деньгами в качестве резервного фонда и не переживайте, если ситуации не совпадают с планом, который вы так тщательно составили. Всегда можно изменить маршрут путешествия.

11. Общайтесь с местными людьми.

Опять же, если вы ищете в интернете «лучшую пиццу в Чикаго», есть риск, что вы окажетесь в разрекламированном и дорогом месте, переполненном туристами. Вместо этого разговаривайте с реальными людьми! Задавайте вопросы местным таксистам, продавцам, домовладельцам, чтобы получить их рекомендации о том, где перекусить, где полюбоваться закатом и где проходят интересные мероприятия. Вы можете получить от них массу полезной информации.

Выделять какой то сервис на первое место я сейчас не стану, и этот порядок не отдает предпочтения тому или иному. Все они имеют свои плюсы и недостатки, больше или меньше в равной степени.

Начнем с Agenda.

Русский сервис планирования путешествий, не так давно начавший набирать обороты и получивший инвестиции. Радует глаз дизайн сервиса, он удобный, ничего лишнего. Отличная календарная сетка с отображением запланированных перелетов.

Акцент Агенда в основном на покупку и брони авиабилетов, отелей, транспорта, так же есть возможность бронирования поездов и автобусов, но к сожалению в основном только по РФ. Сервис тесно связан с Panaramio, что позволяет посмотреть фото интересных мест, и Foursqare для выбора достопримечательностей того города куда вы собираетесь. По сравнению с другими сервисами, здесь большой минус добавления интересных мест к просмотру, и если вы планируете большое путешествие, то прийдется потрудиться чтобы добавить их в календарь. Было бы здорово если бы была синхронизация с календарем на телефоне или планшете, но таковой я не нашел. Не понятно как создатели упустили такой момент во всех путешествиях, как отсутствие интернета. Поскольку приложений ни для андроида, ни для iOS нет, как им пользоваться в процессе путешествия не понятно. Экспорт таймлайна в pdf очень скудный.

Да, купить билеты, забронировать отели и машины здесь вполне можно, к тому же поиск идет и по лоукостерам. Но даже во время тестовых попуток забронировать отель или машину в Азии, он ничего мне не подобрал.

В общем есть недочеты, которые в будущем надеюсь доработают.

Дальше Mygola

Англоязычный сервис, также с хорошим интерфейсом, но уже менее удобным. По сравнению с Агендой, календарная сетка хуже воспринимается, но тем не менее вполне удобная и понятная.

Этот же сервис больше заточен под осмотр достопримечательностей. Большой выбор мест с подробным описанием и ссылкой на первоисточник или сайт этого места. Есть приложение, но от сайта оно ничем не отличается. Можно посмотреть на карте все точки, но каждую точку по отдельности нельзя, а это минус, так как перескочить по ссылке на гугл карты и проложить маршрут нет возможности.

Огромным плюсом у Mygola является поиск маршрута и его предварительная оценка. В самом начале меня это очень поразило, ведь такую информацию обычно находишь только на каких нибудь блогах. Предлагается большое количество вариантов передвижения между точками, на самом разном транспорте. От такси с его стоимостью, до общественного транспорта, на который тоже иногда указывается стоимость. Не понятно от куда берется данная информация, но прикинуть стоимость вполне можно.

Экспорта опять же вообще никакого нет. Синхронизация тоже отсутствует. В заключении можно отметить, что при планировании путешествия, сервисом Mygola можно воспользоваться для поиска дешевых маршрутов общественным транспортом.

Youroute

Еще один русскоязычный сервис. Сервис привлек своей простотой. Ничего лишнего, легкий интерфейс, все просто и понятно, заходи да планируй. Конечно, как и у всех вышеперечисленных, недостатки у него тоже имееются. Но начнем с плюсов, первым из которых является большая база достопримечательностей всех стран и городов мира. Удобное добавление объектов к своему маршруту. Сервис так же завязан с Panaramio и можно удобно посмотреть фотографии объектов. С каждой точки можно перейти на карты Гугл, проложить маршрут можно, но далее будет сервис в котором это сделать немного удобнее.

Между точками сразу прокрадывается маршрут, транспорт всегда можно изменить. Так же можно легко поменять порядок осмотра достопримечательностей.

В конце вы получаете вот такой вид маршрута

Как видно маршрут можно сохранить в pdf и при желании распечатать. Сами этапы выглядят довольно скучновато.

Я бы добавил время перелетов, их можно в принципе прописать в заметках, но тем не менее в пдф они не отображаются, и ссылки на карту для каждой точки, желательно на гугл. Но зато присутствует информация о этих местах, во вполне варимом виде.

Чтож, сервис вполне отличный, но кое чего ему не хватает, если бы ему добавить по немного от первого и второго, то мог бы получиться лучший сервис для планирования путешествий. Конечно не хватает еще приложения. Так что ребята разработчики, надеюсь вы допилите этот сервис в дальнейшем.

Gogobot

Изначально о нем я узнал, как о приложении. Первое что мне бросилось в глаза, то что все ваши действия он постит в facebook, но это отключается в настройках аккаунта. Сервис англоязычный и имеет большую базу достопримечательностей, которые можно легко добавлять в свое путешествие. Массово добавлять только из табличного вида, из карты приходится переходить на страницу объекта. Но в приложении это не вызывает особого дискомфорта. Есть подборки ресторанов и отелей, которые можно забронировать.

Есть клубы по интересам, в которых подобраны тематические места.

План путешествия выглядит довольно просто, как и pdf файл, но тем не менее содержит всю необходимую информацию о объектах, со ссылками на страницу этих мест в Гогоботе.

Вот вид пдф файла, который можно минимально настроить

Несомненным плюсом является наличие приложения (для айфона и андроид), на котором можно посмотреть план путешествия и использовать навигацию для каждого объекта.


Достойный сервис, к сожалению не на родном языке. Еще бы приложение для ipad и было бы здорово.
Ну и под конец

Tripomatic

Веб-сервис не особо поражает дизайном, зато приложение вполне хорошее (опять ipad стороной обошли), притом с поддержкой русского языка.

Вполне удобно добавлять места в план поездки, между ними сразу прокрадывается маршрут и примерное время в пути, что даст понимание о затратах времени на дорогу, но к сожалению не о ее стоимости. Так же он автоматически простраивает маршрут дня так (ну по крайней мере старается), чтобы не делать крюков по городу, а посещать все места по пути с наименьшими затратами времени. На веб сайте можно забронировать отель, покупка и просмотр происходит на Booking.com. Можно добавить передвижения на транспорте, например между железнодорожными станциями, время к сожалению не отображается, поиска по ценам на билеты тоже нет. Но тут это и не важно.
Еще понравилось, что по окончании составления, ты получаешь график своего путешествия. Показывается сколько из основных достопримечательностей ты упустил.

Экспорт в пдф хороший, со всеми ссылками на карты Гугл. По клику сразу прокладывает маршрут. Линейка дня не сильно понятна, но разобраться можно.

Приложение же очень даже хорошее. С некоторыми приятными фишками. Например на странице объекта показывается расстояние до него и вращающийся компас, который показывает направление движения. Так же у многих достопримечательностей показывается время работы и цена входного билета. Почему-то на скриншотах из айтюнса показывается переводчик, но я его не увидел в самой программе.

К тому же приложение Tripomatic обладает платной, но очень полезной для туриста, функцией оффлайн карт. За 129 руб. можно купить карту страны, за 449 — Азии и Австралии, а за 549 руб. можно скачать карты всех стран которые есть на Tripomatic (358 мест). В общем приложение имеет место быть в смартфоне путешественника.

В заключении скажу, что сервисов составления и планирования путешествия довольно много, на мой взгляд это самые выделяющиеся. Еще есть много социальных туристических сетей, где можно так же почерпнуть много полезной информации, но они не обладают такими функциями, как планирование.