Школьная программа по физическому воспитанию. Требования к рабочей программе по физической культуре. Знания о физической культуре

Особое значение в настоящее время в школе приобрела физическая культура. Что такое физическое воспитание в образовательной организации? Как можно построить планирование по данной учебной дисциплине? Будем искать ответы на данные вопросы, чтобы понять сущность и специфику преподавания физкультуры в своевременной школе.

Роль и место в ОУ

Какое место занимает и спорт в отечественном образовании? Начнем с того, что в настоящее время во всех классах добавлен один час преподавания данной учебной дисциплины.

Причиной подобного решения стало существенное ухудшение физического здоровья подрастающего поколения, а также отсутствие позитивного отношения к здоровому образу жизни у школьников.

ФГОС по физической культуре разработаны так, чтобы основной акцент преподаватели обращали именно на сохранение здоровья школьников, формирование у них активного желания заниматься спортом.

Структура занятия и его особенности

Проводятся уроки в спортивном зале либо на улице. Программа по составляется так, чтобы в каждом уроке было три раздела:

  • вводная часть;
  • основное содержание;
  • заключение.

На вводном этапе преподаватель предлагает ребятам упражнения в виде разминки. Основной блок предназначен для разучивания новой игры, упражнений, метания, прыжков, лазанья по канату, бега, заданий на координацию движений, подвижных игр, командных эстафет.

Учитель физической культуры в заключительной части занятия дает ребятам время для налаживания пульса и дыхания, приведения своего организма в обычный режим функционирования.

Важные аспекты

Что подразумевает понятие «физическая культура»? Что такое школьное физвоспитание? Отметим, что физкультура в обычной школе не ограничивается только уроками, к ней вполне можно отнести и небольшие разгрузочные физминутки, проводят которые не только физруки, но и учителя иных учебных дисциплин.

Также сюда необходимо включить и систематические медицинские осмотры, проводимые ежегодно в образовательных учреждениях. Они предназначены для оценки развития, состояния здоровья, а также физической подготовки обучающихся. В совокупности все это и есть физическая культура. Что такое программа по физкультуре для российской школы? Остановимся на данном вопросе подробнее.

Специфика программы

В ней выделяют несколько форм и компонентов:

  • базовую часть;
  • реабилитационную и оздоровительную часть;
  • «фоновую» физическую культуру.

Первая часть является фундаментальной основой предмета. Она включает в себя системы воспитательных и образовательных целей, а также подбор приемов и методов работы, способствующих достижению поставленных целей и задач. Именно на этой части и основывается физическая культура. Что такое оздоровительная часть программы? Педагог обязан в полной мере выполнять социальный заказ, создавать оптимальные условия для сохранения физического здоровья подрастающего поколения.

Именно поэтому в обычную программу по данной учебной дисциплине дополнительно (при необходимости) включаются комплексы упражнений, способствующие коррекции различных навыков. К примеру, педагог делает с детьми в рамках урока физической культуры дыхательную гимнастику, упражнения для коррекции осанки.

Программа для начальной школы

В нее включаются элементы, предполагающие развитие выносливости, ловкости, координации движений, навыки работы в команде. На занятиях физкультуры учитель обучает детей основам правильного дыхания, сочетая его с движениями.

В программу входит знакомство с элементами командных и спортивных игр, обучение плаванию, лазанью по канату, метанию мяча на разном расстоянии, забрасыванию его в волейбольную сетку.

Особенности программы по физкультуре для старшеклассников

На старшей ступени обучения учитель использует для организации уроков разнообразные методы работы. Они представляют собой единую совокупность методических приемов, позволяющих выстраивать для каждого воспитанника собственную развивающую траекторию, прививать подросткам позитивное отношение к спорту, здоровому образу жизни.

Уроки включают обучение навыкам закаливания, психорегуляции, самоконтроля, массажа. Данный предмет направлен на формирование у старшеклассников привычки к занятию спортом на всю последующую жизнь. Именно данный предмет позволяет педагогам вести профилактику ассоциативного поведения старшеклассников.

В составляется пояснительная записка, в которой отмечаются все основные приемы и методы работы. Актуальность и особенность физического воспитания.

Далее учитель расписывает поурочное тематическое планирование, указывая количество часов, предназначенных на каждую игру, упражнения, бег и другие виды деятельности. По требованиям ФГОС особое внимание уделено тем универсальным навыкам, которыми должны овладеть школьники.

Муниципальное образование Ейский район

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №1 имени Семёна Соболя города Ейска муниципального образования Ейский район.

УТВЕРЖДЕНО

Решением педсовета от _29.08.2014 года протокол № 1

Председатель педсовета

Волкова Т.Е.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По физической культуре

Уровень обучения (класс) — среднее общее образование, 11 класс

Количество часов 102

Уровень базовый

Учитель Еременко Марина Григорьевна

Программа разработана на основе:

Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов. Сост. В.И. Лях, А.А. Зданевич изд., М., Просвещение 2009 г., 6-е издание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по физической культуре для 11 класса составлена Еременко Мариной Григорьевной, учителем физической культуры муниципальной бюджетной общеобразовательной организации средней общеобразовательной школы №1 имени Семёна Соболя города Ейска муниципальное образование Ейский район. Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, и авторской программы общеобразовательных учреждений. Учебным планом школы определенно 3 часа в неделю изучения предмета «Физическая культура», что составляет в год 102 учебных часа.

«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов» В.И. Ляха, В.И. Зданевича, 6-е издание, М. «Просвещение» 2009.

Предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура». Изучение физической культуры на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих

целей:

Развитие физических качеств и способностей, укрепление индивидуального здоровья, совершенствование функциональных возможностей организма;

Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно - оздоровительной

деятельностью;

Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными

физическими упражнениями и базовыми видами спорта;

Освоение системы знаний о физической культуре и спорте, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;

Приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных

формах занятий физическими упражнениями.

Задачи физического воспитания учащихся 11 класса направлены на:

содействие гармоничному развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояниям стрессам;

формирование личностных и общественных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;

расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;

дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей;

формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;

закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;

формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания;

дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам саморегуляции.

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высота уровня физической и умственной работоспособности, состояние здоровья, самостоятельных занятий.

Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможно успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета региональных особенностей работы школ Краснодарского края:

Примечание:

1. Часы из раздела «Лыжная подготовка» в количестве 18 часов переданы на изучение раздела «Спортивные игры».

2. Из раздела «Гимнастика с элементами акробатики» (18часов) передано 6 часов в раздел «Легкая атлетика» в связи с организацией обучения с учетом природно-климатических условий Краснодарского края.

3. Часы из раздела «Элементы единоборств» в количестве 9 часов переданы в раздел «Легкая атлетика» в связи с отсутствием условий для обучения.

4. Часы из вариативной части 2.2 в количестве двух переданы в раздел «Легкая атлетика».

5. Часы из вариативной части 2.1. и 2.2 (15 часов) в количестве 13 переданы в раздел «Кроссовая подготовка».

Часы вариативной части (18 часов) распределены следующий образом: 3 часа - на углубление изучения легкой атлетики; 12 часов — на углубление раздела « Спортивные игры»; 3 часа - на углубление кроссовой подготовки.

Легкая атлетика изучается два раза в год, в зависимости от сезона. Осень(1четверть)- 20 часов, весна (4 четверть)- 18 часов. Спортивные игры распределение 30 часов, 19 часов распределено на баскетбол (2 четверть), 20 часов на волейбол (3 четверть). Кроссовая подготовка изучается два раза в год, в зависимости от сезона. Осень(1четверть)- 7 часов, весна (4 четверть)- 6 часов.

Таблица тематического распределения часов

Вид программного материала

Количество часов

Рабочая программа

11 кл.

Базовая часть

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

Спортивные игры

Баскетбол

Волейбол

Гимнастика с элементами акробатики

Лёгкая атлетика

Лыжная подготовка

Элементы единоборств

Плавание

Вариативная часть

Связана с региональными и национальными особенностями

По выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта

Кроссовая подготовка

ИТОГО:

Распределение учебного времени по четвертям 3 часа в неделю, 102 часа в год, 11 класс.

п/п

Вид программного материала

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

Легкая атлетика

Баскетбол

Волейбол

Гимнастика

Кроссовая подготовка

ИТОГО: 102

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ :

Социокультурные основы : Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности, укрепление

здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение, их социальная направленность и формы организации. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений, их цели и задачи.

Психолого-педагогические основы: Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов. Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий. Основы организации и проведения спортивно-массовых мероприятий по видам спорта.

Медико-биологические основы: Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека. Основы организации двигательного режима. Основы техники безопасности и профилактики травматизма. Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры.

Закрепление навыков закаливания : воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры.

Закрепление приемов самоконтроля : повторение приемов самоконтроля.

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ:

Скоростные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость, ловкость, силовые.

1.1 СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ — 39 часов

БАСКЕТБОЛ(2 четверть - 19 часов): Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек. Варианты ловли и передачи мяча без сопротивления и сопротивлением защитника (в различных построениях). Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Варианты бросков мяча без сопротивления без сопротивления и с сопротивлением защитника. Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание). Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по правилам.

ВОЛЕЙБОЛ(3 четверть - 20 часов): Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек. Варианты техники приёма и передач мяча. Варианты подач мяча, нападающего удара через сетку. Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное, вдвоём), страховка. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по правилам.

Программный материал по спортивным играм

Разделы, темы

Количество

Спортивные игры

Баскетбол

Освоение техники ведения мяча

Совершенствование техники ловли и передачи мяча

Совершенствование техники бросков

Совершенствование тактики игры

Волейбол

Совершенствование техники приема и передачи мяча

Совершенствование техники подач мяча

Совершенствование техники нападающего удара

1.2 ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ — 12 часов

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: Пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении.

ОПОРНЫЙ ПРЫЖОК : Вскок в упор присев, соскок, прогнувшись, опорный прыжок ноги врозь и согнув ноги. Прыжок боком с поворотом на 90*. Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину).

АКРОБАТИКА : Юноши: Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90см, стойка на руках, кувырок назад через стойку на руках с помощью, переворот в сторону, прыжки в глубину Комбинации из ранее освоенных элементов. Девушки: Сед углом, стоя на коленях наклон назад, стойка на лопатках, мост из положения, стоя с помощью и самостоятельно, переворот в сторону, прыжки в глубину. Комбинации из ранее освоенных элементов.

ЛАЗАНЬЕ ПО КАНАТУ : в 2 и 3 приёма, без помощи ног (юноши).

Программный материал по гимнастике с элементами акробатики

Разделы, темы

Количество

Гимнастика

Акробатика

Опорные прыжки

Лазанье по канату

Атлетическая гимнастика

1.3 ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА — 38 часов

СПРИНТЕРСКИЙ БЕГ : Бег с низкого и высокого старта, старт в эстафетном беге, передача эстафетной палочки, челночный бег 5x20м, финиш бега на различные дистанции, бег 30м, 60м, 100м, 400м.

ПРЫЖКИ В ДЛИНУ И ВЫСОТУ : Прыжки в длину с места и с разбега (7-9 и 9-11 шагов разбега). Прыжок в высоту способом «Перешагивание». Подбор индивидуального разбега.

МЕТАНИЯ ГРАНАТЫ : Метание гранаты с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор Юм и на заданное расстояние.

ДЛИТЕЛЬНЫЙ БЕГ : Бег с переменной скоростью, преодоление небольших вертикальных и горизонтальных препятствий, чередование ходьбы и бега, бег по повороту, преодоление полосы препятствий, бег в равномерном темпе 20-25 минут.

Разделы, темы

Количество

Легкая атлетика

Бег на короткие дистанции

Прыжки в длину и высоту

Метание гранаты

КРОССОВАЯ ПОДГОТОВКА 13 часов Ходьба и бег по слабопересечённой местности. Преодоление полосы препятствий. Эстафеты на отрезках до 100м. Бег по пересеченной местности с изменением направления. Элементы тактики соревнований по кроссу: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование. Кросс от 2 до 5 км.

Формы контроля.

текущий контроль (каждый урок);

Стартовый контроль (1 раз в год); оцениваются все учащиеся;

Контрольное тестирование (см. Приложение №1)

Приложение №1

Нормативы физической подготовленности учащихся

п/п

Контрольные нормативы

Бег 30 м,с.

Бег 100м., с.

Челночный бег 3x10м, с.

Челночный бег 4x10м, с.

Челночный бег 3x20м, с.

Бег 1000м, мин. с.

Бег 2000м, мин.с

Прыжок в длину с места, см.

Прыжок в длину с разбега, см.

Прыжок в высоту, см

Прыжки ч/з скакалку, кол. раз

Метание гранаты

Отжимания, кол-во раз.

Пресс за 30 сек., кол-во раз.

Приседания за 1 мин.,кол. раз

Подтягивание на высокой перекладине

Подтягивание на низкой перекладине

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ СРЕДНЮЮ ШКОЛУ (девушкам и юношам)

Знать:

Знать цели, задачи физической культуры, владеть знаниями в области физической культуры, необходимыми для проведения самостоятельных занятий;

Владеть жизненно важными прикладными и спортивными навыками, включая легкую атлетику, гимнастику, спортивные игры, кроссовую подготовку;

Владеть приемами оказания доврачебной помощи пострадавшему

Проводить приёмы самостраховки и страховки во время занятий физическими упражнениями;

Обладать необходимым уровнем развития основных двигательных качеств;

Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования;

Правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:

Уметь организовывать и проводить занятия, соревнования и подвижные игры с младшими школьниками;

Проводить судейство по одному из видов спорта;

Юношам владеть военно-прикладными навыками;

Выполнять контрольные упражнения;

Заботиться о своем физическом совершенствовании, вести здоровый образ жизни;

Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах несчастных случаях;

Сдать контрольные нормативы по физической культуре.

Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов. Сост. В.И. Лях, А.А. Зданевич изд., М., Просвещение 2009 г., 6-е издание А.А. Зданевич, Москва «Просвещение» 2009год.

Настольная книга учителя физической культуры, под редакцией Л.Б.Кофмана, г.Москва, 1998 г.

Твой олимпиский учебник. М., «Физкультура и спорт», 2003.

Физическая культура. Учебник для 10 — 11 классов под редакцией В.И.Ляха. - М.: Просвещение 2011г. 6-е издание.

Э.Найминева «Физкультура» Методика преподавания. Спортивные игры. Ростов — на Дону «Феликс»,2001.

Средства обучения

Мячи волейбольные, баскетбольные; скакалки; обручи; кегли; фишки; стойки; планки; гимнастические маты; секундомер; перекладина; барьеры; брусья; гранаты(500 грамм, 700 грамм); набивные мячи (4; 5 кг.); рулетка, канат.

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Зиновкин Константин Александрович
Учебное заведение: МБОУ Троснянская СОШ
Краткое описание работы:

Пшеницына Галина Анатольевна
Учебное заведение:
Краткое описание работы: Содержание программы учебной дисциплины ОД.01.06 Физическая культура направлено на укрепление здоровья, повышение физического потенциала, работоспособности обучающихся, формирование у них жизненных, социальных и профессиональных мотиваций.

Пшеницына Галина Анатольевна
Учебное заведение: ГПОУ РК "Колледж искусств Республики Коми"
Краткое описание работы: Программа дисциплины ОГСЭ. 05 Физическая культура является обязательной дисциплиной общего гуманитарного и социально-экономического цикла программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование. Программа отражает требования ФГОС и соответствует примерной программе учебной дисциплины и базисному учебному плану.

Бирюков Владимир Иванович
Учебное заведение: МБОУ Свенская СОШ №1 (п. Свень)
Краткое описание работы: Рабочая программа составлена на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2012) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федераци

Ветров Василий Григорьевич
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение общеоб.средняя школа №2 города Унеча Брянской области
Краткое описание работы: Тематическое планирование составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2008) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Феде­рации. Она разделена на три программы: программа для 1-4 классов, 5-9 классов и 10-11 классов.

Дегтярев Андрей Николаевич
Учебное заведение: МБОУ ДО ДЮСШ г. Уварово Тамбовская обл.
Краткое описание работы: Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена целью современного образования, включающего в себя воспитание у детей положительного отношения к занятиям спортом. Программа дает возможность тренерам творчески подходить к ведению тренировочного процесса, что несомненно влияет на качество подготовки обучающихся.

Мельников Вячеслав Порфирьевич
Учебное заведение: МБОУ "Новоильмовская СОШ" Черемшанского района РТ
Краткое описание работы: Главная стратегическая цель ОУ – обеспечение непрерывного повышения качества образования и улучшения условий пребывания учащихся, поскольку образовательная среда школы – это среда жизнеобеспечения и формирования подрастающего поколения, которая затрагивает сферу интересов семьи, местного сообщества, его экономического и социального благополучия.

Агазарян Геворг Марзпетунович
Учебное заведение: ДЮСШ "Юность" г. Альметьевск
Краткое описание работы: Рабочая программа составлена на основе дополнительной - предпрофессиональной программы по боксу МБУ ДО ДЮСШ «Юность». Программа спортивной подготовки по виду спорта бокс составлена на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.

А Общество с ограниченной ответственностью «Премьер-УчФильм» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 59 г. Рязань Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Рязань МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 1 – 11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «ФизкультУРА!» Рязань - 2013 0 Модульная программа по Физической культуре для 1-11 классов общеобразовательных учреждений «ФизкультУРА!» разработана коллективом ООО «Премьер-УчФильм» при активном участии преподавателей физической культуры, имеющих высшую квалификационную категорию: Баранова Ольга Александровна – преподаватель МБОУ СОШ №59 г. Рязань, победитель конкурса «Лучшие учителя России 2007», лауреат конкурса «Учитель года 2011»; Гладышев Дмитрий Владимирович – преподаватель МБОУ СОШ №3 г.Рязань, призер конкурса «Учитель года 2008»; Кирьякова Ирина Ивановна – преподаватель Гимназии №2 г. Рязань, победитель муниципального конкурса «Мастер педагогического труда по внеурочным формам спортивно-массовой и оздоровительной работы 2012». Модульная программа по физической культуре для 1-11 классов общеобразовательных учреждений «ФизкультУРА!» рекомендована Экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для апробации в образовательном процессе общеобразовательных учреждений по учебному предмету «Физическая культура». В целях укрепления интереса и мотивации детей к занятиям физической культурой и спортом, наглядной демонстрации занятий с использованием программы специалистами ООО «Премьер-УчФильм» было разработано видеопособие (по всем модулям программы) «ФизкультУРА!». 1 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Физическая культура сегодня – это не только один из механизмов в воспитании у детей и подростков ценностей здорового образа жизни, но и большая педагогическая, творческая деятельность по конструктивному выявлению и использованию прошлого опыта в процессе создания новых форматов работы с ребятами в этом направлении. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов введен третий час физической культуры. Это продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры и спорта в воспитании школьников, укрепления их здоровья, привития навыков здорового образа жизни. Учебный предмет «Физическая культура» определѐн в ФГОС нового поко- ления как обязательный для изучения на всех ступенях общего образования. Его главной задачей является укрепление здоровья, содействие гармоничному физи- ческому, нравственному и социальному развитию школьников. Предметные результаты по программе «Физическая культура» должны от- ражать большой диапазон приобретаемого обучающимися опыта как в части ук- репления и сохранения индивидуального здоровья, развития личной двигательной активности, понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни, толе- рантного социального поведения, так и в овладении отдельными техническими элементами базовых и иных видов спорта, мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Удовлетворение индивидуальных спортивных интересов обучающихся должны обеспечивать также различные программы, курсы по выбору и разнооб- разная внеурочная деятельность физкультурно-спортивной направленности. Модульная программа по Физической культуре для 1-11 классов общеобразовательных учреждений «ФизкультУРА!» (далее – программа) разработана коллективом ООО «Премьер-УчФильм», в которой систематизирован интересный опыт некоторых общеобразовательных учреждений Рязанской об- ласти в части физкультурно-спортивного воспитания обучающихся на различных ступенях образования в соответствии с их интересами. Цель программы: формирование умений и навыков повышения двигательной активности у обучающихся через активизацию интереса к учебному предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях. Реализации основной цели программы будет способствовать решение сле- дующих задач: 2 - формирование у обучающихся умений и навыков в выполнении физиче- ских упражнений, направленных на укрепление их здоровья, профилактику забо- леваний, развития вредных привычек; - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни с учетом индивидуального интереса в области физической культуры и спорта, со- стояния здоровья и функциональных возможностей организма; - формирование у обучающихся осмысленного понимания необходимости выстраивания собственного здорового образа жизни, используя при этом ресурсы физической культуры и спорта. Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных госу- дарственных образовательных стандартов к личностным характеристикам выпу- скника общеобразовательного учреждения в части формирования и использова- ния навыков и правил здорового образа жизни, а также требований к результатам освоения основной образовательной программы по предмету «Физическая культура». При составлении программы учитывалась одна из главных целей развития системы школьного образования – формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры и готовой к социальной самоидентификации посредством личностно значимой деятельности. В программе делается акцент на дифференцируемость еѐ использования в соответствии с физкультурно-спортивными интересами обучающихся, их физиче- скими возможностями, приоритетами в образовательной политике учреждения в данном направлении, уровнем материально-технического спортивного обеспече- ния общеобразовательного учреждения. Очень важно также и то, что обучающиеся при использовании данной програмы приобретают хорошую физическую форму и обеспечивают себе крепкое здоровье, воспитывая при этом такие черты характера, как чувство товарищества и солидарность. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Настоящая модульная программам имеет три раздела, представляющих содержание основных форм физической культуры в начальной, основной и средней (полной) школе, что вместе составлет целостную систему физического воспитания в образовательном процессе. Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная социализация в обществе и эффективное осуществление профессиональной деятельности, независимо от еѐ направления. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразо- вательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных особенностей и индивидуальных интересов (запросов) обучающегося. Вариативная часть физической культуры обусловлена необходимостью 3 учета в работе общеобразовательного учреждения индивидуальных пожеланий и способностей детей, региональных, национальных и местных спортивных приоритетов. Цели и задачи программы реализуются через создание учебного и игрового пространства, участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях («Веселые старты», спортивные КВНы, шахматно-шашечные турниры, пр.). Гибкость содержания и структуры программы обусловлена: - возможностью еѐ использования при различных уровнях оснащения мате- риально-технической спортивной базы учреждения; - возможностью использования как программы в целом, так и отдельных ее модулей; - возможностью еѐ использования в иных форматах (внеурочная деятель- ность, физкультурно-спортивный кружок в системе дополнительного образова- ния, в рамках школьных каникул, спортивно-массовые мероприятия пр.). 3. МЕСТО ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (УЧРЕЖДЕНИЙ ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ) И ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ В КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД Программа рекомендуется для использования: - в общеобразовательых учреждениях на всех ступенях образования: как программа по учебному предмету «Физическая культура»; в рамках внеурочной деятельности обучающихся; как интегрированных курсов в учебный предмет «Физическая культура» (использование отдельных модулей); при организации досугового и каникулярного отдыха детей на територии общеобразовательного учреждения; в группах продлѐнного дня; при организации массовых физкультурно-спортивных мероприятий с детьми и подростками в школе; - в системе дополнительного образования обучающихся; - в работе учреждений отдыха, оздоровления и занятости детей в каникуляр- ный период. Формат использования программы и еѐ место в процессе физического вос- питания обучающихся - по усмотрению конкретного учреждения. Программа предназначена для обучающихся основной и подготовительной медицинских групп. 4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В результате изучения программы обучающимися должны быть достигнуты определѐнные результаты. Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные каче- ства обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного 4 курса. Это: - понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья; - навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни; - знания о функциональных возможностях организма, способах профилак- тики заболеваний и перенапряжения; - готовность и способность к саморазвитию и самообучению; - готовность к личностному самоопределению; - уважительное отношение к иному мнению; - овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками; - этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятель- ствам других людей; - положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями; - дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в дости- жении поставленных целей; - навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на ре- зультат; - оказание бескорыстной помощи окружающим. Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познава- тельной и практической деятельности. Это: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности; - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физи- ческие, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; - самостоятельно оценивать уровень сложности заданий (упражнений) в со- ответствии с возможностями своего организма; - умение работать в команде: находить компромисы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности. Предметные результаты – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». B результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры и знать: oб особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр; о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов; о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за 5 деятельностью этик систем; о терминологии разучиваемых упражнений, oб их функциональном смысле и направленности воздействия на организм; об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида; о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения. В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры и знать: физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью; физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды; возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой; индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности; способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок; правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями. В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся по окончании средней школы должны уметь: - характеризовать: особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности; особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой; особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности; особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность. - определять: уровни индивидуального физического развития и двигательной 6 подготовленности; эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность; дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений. 5. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей. Предлагаемая программа для урока физической культуры состоит из набора основных модулей, освоение которых направленно на повышение роли физической культуры в воспитании современных школьников и укрепления их здоровья. Модули программы в начальной школе (1-4 классы) I. Подвижные игры. Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению игр, нежели к их собственному содержанию. 7 Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.). В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах. В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время. Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствущие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др. Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик начальных классов. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног. II. Гимнастика c элементами акробатики Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и самостоятельных занятий. B программный материал начальной школы входят простейшие виды 8 построений и перестроений, общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазанье и перелезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения и упражнения на гимнастических снарядах. III. Легкоатлетические упражнения. Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании младших школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, он содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и меняя условия их проведения. B результате освоения данного раздела программы ученики приобретают основы умений бега на короткие и на длинные дистанции, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега, метании в цель и на дальность. IV. Лыжная подготовка В задачи лыжной подготовки и содержание уроков входит ознакомление детей с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарем, обучение основным строевым приемам с лыжами, видам построений, перестроений и передвижений в строю, самым необходимым способам передвижения. К числу основных способов передвижений в период начального обучения относятся: попеременный двухшажный ход, подъемы ступаюшим шагом и «лесенкой», спуск в основной стойке, поворот переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носков лыж. 9