Выбираем идеальную диаграмму для представления ваших данных. Просто и понятно. Диаграмма анкетирования Дело в визуализации

Как делать диаграммы?

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – гласит всем известное высказывание. Вероятно, это и в самом деле так. В наше время диаграммы являются отличным способом визуализации статистических опросов, расчетов, показателей производительности… Диаграммы отлично прижились во всех сферах человеческой жизни. Трудно представить защиту научной работы или презентацию фирмы без диаграмм. Чаще всего они выполняются в популярных программах Excel или Microsoft Word.

Виды диаграмм

Диаграмма должна быть к месту. Как и любой наглядный материал, она должна быть понятной и максимально доступно иллюстрировать данные. Для разных видов данных существуют разные типы диаграмм. Довольно часто используется круговая и столбчатая диаграммы. Для начала рассмотрим, какими бывают диаграммы в Excel. Гистограмма представляет собой две оси: на горизонтальной располагаются наименования данных, на вертикальной оси – значения. Графики позволяют отображать изменения данных со временем. Круговая диаграмма может отобразить только один вид данных, круг делится на сектора, доля каждого из них показывает соотношение общего значения и данного сектора. Так же существуют линейчатые, точечные, пузырьковые и биржевые диаграммы. Пузырьковые используются для отображения электронных таблиц, а биржевые являются наиболее сложными для построения, так как отображают взаимосвязь нескольких величин в их изменении. Новая версия Microsoft Word позволяет делать диаграммы, ничем не уступающие диаграммам в Excel. Программа так же может создать диаграммы разных типов. Диаграммы типа «График» применяются для иллюстрации дохода или производительности. Соотношения нескольких величин показывает круговая диаграмма. Она, например, может показать соотношения источников дохода в общей массе прибыли или долю давших определенный ответ в социологическом опросе. Гистограмма позволяет показать зависимость величин от определенных факторов и их соотношение. Это, например, отношение курса доллара к рублю в разные периоды времени. Биржевый тип диаграммы используется для демонстрации роста и падения акций, изменения курса валют. Чаще всего показателем выступает время. Существуют и другие типы диаграмм, но они используются значительно реже.

Как делать диаграммы в Microsoft Excel Excel

Отличный помощник во многих делах. С помощью этой программы можно выполнять расчеты, создавать таблицы и диаграммы. Строить диаграммы в Excel довольно легко. Если вы впервые пользуетесь этой программой, то вам наверняка бросится в глаза, что все рабочее поле поделено на ячейки. Обычно в каждую ячейку заносят свои значения. Буквы сверху и цифры справа служат для определения координат ячейки. Так, самая первая ячейка в верхнем левом углу будет носить название A1 и т.д. Введите данные в ячейки Excel, помня принцип – одна ячейка – одно значение. Поле с введенными данными будет напоминать таблицу. Выделите их все слева направо. Откройте значок «Вставка» в главном меню, выберете там наиболее подходящий для вашей диаграммы тип. После завершения выбора макета в центре листа будет находиться построенная на основе введенных вами данных диаграмма. Не беда, если она будет не такой, как было задумано. Вы можете корректировать и дизайн, и данные. Для того чтобы изменить данные, нажмите «выбрать данные» и в появившемся поле откорректируйте данные в соответствии с задуманным. Для сохранения нажмите «Ок».

Дизайн диаграммы можно легко поменять. Для того, чтобы сделать это, нажмите на диаграмму и откройте нужную подсвеченную зеленым область в верхней строчке меню. Вкладка «Конструктор» позволяет менять цвет и общий вид диаграммы. В этой же вкладке можно изменить тип диаграммы, значения при этом останутся прежними. «Макет» позволяет редактировать текстовую информацию на диаграмме. Цвет, стиль текста, фон изменяются в «Формате». Так создается диаграмма в MO Excel. Немного желания и навыков и наглядный материал готов. При желании диаграмма из Excel легко переносится в другие редакторы. Например, в Word (посредством «копировать – вставить»).

Как делать диаграммы в Microsoft Word

В новой версии Word создать качественную диаграмму довольно просто. Установите курсор туда, куда вы хотите добавить диаграмму. В пункте «Вставка» выберите «Диаграмма». В появившемся поле выберите тип диаграммы, нажмите «Ок». После этого откроется табличка Excel. Отредактируйте данные в ней так, чтобы они пришли в соответствовали вашими. Каждое изменение будет автоматически отражаться на диаграмме. После внесения всех данных закройте таблицу Excel. Оформите диаграмму, переместив курсор в область диаграммы и нажав правую кнопку мыши – выберете в открывшемся меню пункт «Формат области диаграммы».

Таким образом можно без труда представить информацию в наглядном виде.


Если эта статья показалась вам полезной, пожалуйста, проголосуйте за нее. Это поможет другим, спасибо за участие. (5 Голосов)

По дисциплине «Экология»


2.3. Показатели выполнения требований ГОС
для вуза «Иркутский государственный технический университет»
по дисциплине «Экология»

ФЭПО-6 ФЭПО-7 ФЭПО-8 ФЭПО-9 ФЭПО-10
Данные не приводятся, так как образовательное учреждение не принимало участие в программе информационно-аналитического сопровождения Интернет-экзамена в сфере профессионального образования
Количество студентов, принимавших участие в тестировании, – 48 человек Количество студентов, принимавших участие в тестировании, – 139 человек Количество студентов, принимавших участие в тестировании, – 77 человек Количество студентов, принимавших участие в тестировании, – 15 человек
Количество студентов, принимавших участие в ФЭПО и освоивших ГОС, – 7 человек (14,6%) Количество студентов, принимавших участие в ФЭПО и освоивших ГОС, – 76 человек (54,7%) Количество студентов, принимавших участие в ФЭПО и освоивших ГОС, – 28 человек (36,4%) Количество студентов, принимавших участие в ФЭПО и освоивших ГОС, – 5 человек (33,3%)

2.4. Диаграмма результатов тестирования
по вузу «Иркутский государственный технический университет»
по дисциплине «Экология»


3. Мониторинг результатов тестирования студентов ООП вуза
по дисциплине «Экология»

3.1. Результаты тестирования студентов вуза
«Иркутский государственный технический университет»
по дисциплине «Экология» в ФЭПО-10

В данном разделе приводятся показатели выполнения требований ГОС по дисциплине для основных образовательных программ вуза, студенты которых принимали участие в Интернет-экзамене. В качестве показателя выполнения требований ГОС принят процент студентов, освоивших все дидактические единицы (ДЕ) дисциплины. Критериальное значение показателя выполнения требований ГОС равно 50%.



ПРИМЕЧАНИЯ:

1. В таблице красным цветом выделены ООП, у которых показатели освоения ниже критериального значения, то есть ниже 50%.

2.


3.2. Показатели освоения дисциплины «Экология» по Российской Федерации в целом
(по программам вуза, участвовавшим в ФЭПО)

Рис. 4.1. Результаты освоения студентами дисциплины «Экология»


3.3. Мониторинг результатов тестирования студентов
вуза «Иркутский государственный технический университет»
по дисциплине «Экология»

Шифр ООП ООП Процент студентов, освоивших 100% ДЕ дисциплины
ФЭПО-6 ФЭПО-7 ФЭПО-8 ФЭПО-9 ФЭПО-10
080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) 0%
120101.65 Прикладная геодезия 47%
130301.65 Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых *
130302.65 Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания 58%
130404.65 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых 80%
140211.65 Электроснабжение 60%
150402.65 Горные машины и оборудование 55%
220301.65 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) 20%
220501.65 Управление качеством 30%
270106.65 Производство строительных материалов, изделий и конструкций 36%
270112.65 Водоснабжение и водоотведение 66%
280101.65 Безопасность жизнедеятельности в техносфере 40%
280201.65 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов 33%

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. В таблице красным цветом выделены те показатели освоения дисциплины, которые ниже критериального значения, то есть меньше 50%.
  2. Если контингент студентов менее 10 человек, то выводы о соответствии качества подготовки студентов данной ООП требованиям ГОС по дисциплинам не приводятся, так как являются статистически незначимыми (в таблице обозначение «*»).
  3. Обозначение «–» в таблице свидетельствует о том, что студенты данной образовательной программы не принимали участия в тестировании по дисциплине в рамках конкретного этапа ФЭПО.

4. Тематическое наполнение содержания разделов дисциплины «Экология»
в соответствии с требованиями ГОС-II

«Виды диаграмм» - Диаграмма глубин крупнейших озер. Диаграммы. Круговая диаграмма. Если величины в сумме составляют нечто целое (100%). 1) Сколько длится ночь? Столбчатая диаграмма. Содержание. Задача 2. Мы познакомимся с самыми распространенными видами диаграмм. Столбчатые диаграммы. Заметки к слайдам. Решение. Составим пропорцию по схеме 100% - 360? 30% - х.

«Результаты педагогической деятельности» - Культивируй в себе смелость. 10 заповедей творческой личности, выведенные П.Вайнцвайгом: “Будь хозяином своей судьбы. Концепция и задачи педагога. Conceptio (лат.) – понятие, смысл, представление. Заботься о своем здоровье. Строй свои взаимоотношения с людьми на доверии. Раскрыть ожидаемые результаты вашей педагогической деятельности.

«Графики и диаграммы» - Давайте обсудим. Значения независимой величины. Столбчатые диаграммы позволяют сравнивать несколько величин в нескольких точках. Графики и диаграммы. В каких случаях используют круговые диаграммы? Погода в мае. Лепестковая диаграмма -. По данным таблицы можно построить следующие графики: График -. Значения зависимой величины.

«6 класс столбчатые диаграммы» - Класс. Средний балл, набранный учащимися на олимпиадах. Диаграмма пути путешественника. Столбчатые диаграммы. Задачи: Продажа конфет за четыре месяца. 2. Научиться «читать» столбчатые диаграммы, приводить примеры. 1. Сравните числа: Средняя продолжительность жизни некоторых животных. 1. Узнать, какие диаграммы называются столбчатыми.

«Построение диаграмм и графиков» - Цвет данных на диаграмме. Способы вывода графической информации в Delphi. «Отображение графической информации в Delphi» План темы: Перейти на пример. Значение по оси X. Построение графиков и диаграмм. Значение по оси Y. Рассмотреть пример. Выбор типа диаграммы: Отображение простейших геометрических фигур на форме обеспечивает компонент Shape.

«Столбчатая диаграмма» - Самостоятельная работа за компьютером. Для подростка – полпачки. Том дрожащими губами произнёс запинаясь: Я помогу тебе. Просмотрите и проанализируйте данную диаграмму. Сколько в среднем съел бочонков мёда Вини - Пух? Потому, что массы изображаются не отрезками, а прямоугольными столбиками. И сравнивается с диаграммой, построенной другой группой.

Опрос общественного мнения. Анализ данных.

В шестом классе мы проходили тему «Анализ данных. Опрос общественного мнения». На этих уроках мы учились читать таблицы, обрабатывать данные по ним и строить диаграммы. Мне захотелось самой провести несколько исследований и построить по ним таблицы и диаграммы.

Поэтому цель моей работы: Провести несколько исследований, обработать их, показав результаты в таблицах и в диаграммах. Сделать выводы.

1. Работа с маленькой группой опрашиваемых.

В жизни часто важно знать мнения людей по самым разным вопросам. Например, если хотят пригласить на гастроли молодёжную группу, то предварительно надо выяснить, какой из существующих ансамблей наиболее популярен. В противном случае организаторы понесут убытки. Приведём другой пример. Чтобы сделать заказ для школьного буфета , необходимо знать, что из сладкого больше всего нравится детям.

А как узнать мнения людей? Для этого проводят специальные опросы общественного мнения. Полученную при этом информацию обычно представляют в виде таблиц и диаграмм.

Я начала свои исследования с опроса маленьких групп учащихся, с ребят своего класса.

Например, у нас в классе возникла такая ситуация. Для классного вечера мы решили купить что-нибудь вкусное. Однако оказалось, что единого мнения на этот счет нет. Тогда я провела опрос в классе и предложила всем одноклассникам ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего: пирожные, печенье, конфеты, пряники?» При этом каждый должен был выбрать что-то одно из предложенного. Потом я составила таблицу. Каждый ученик свой выбор отметил знаком «/» в соответствующей строке таблицы. В результате получили следующую информацию:

сладости

Подсчёты

///// ///// ////// //

Пирожные

Вывод. С помощью этой таблицы уже нетрудно определить, что к чаю надо купить конфеты и пирожные.

Иногда полученные данные представляют в виде диаграмм. Диаграммы бывают столбчатые, линейные, круговые.

Полученные результаты можно изобразить в виде диаграммы.

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Название кружка

Подсчёты

Число ребят

Танцевальные кружки

Спортивные секции

Музыкальная школа

Художественная школа

Не заняты

Изобразим данные в виде диаграммы. Для этого построим прямой угол. На его горизонтальной стороне изобразим названия кружков, а на вертикальной, выбрав единицу измерения , отметим количество детей и построим 5 столбиков.

При построении столбчатых диаграмм можно выбрать любую ширину столбика и любое расстояние между ними. Однако все столбики должны быть одинаковой ширины и расположены на равном расстоянии один от другого. Например, данные диаграммы можно представить в виде диаграммы 1, поместив столбики рядом. Такие диаграммы, как диаграмма 1, называют столбчатыми. Такую диаграмму, как диаграмма 2, называют круговой .

https://pandia.ru/text/79/134/images/image003_112.gif" width="477" height="316 src=">

Диаграмма 2.

Вывод. Из диаграмм хорошо видно, что большая часть учеников занимается в различных танцевальных студиях. А количество ребят, занимающихся в спортивных секциях, равно количеству ребят, не занятых ничем после уроков.

3. Работа с большой группой опрашиваемых.

Потом я решила опросить большую группу ребят. Мне помогли в этом старшеклассники. Мы опросили учеников с пятого по одиннадцатый классы. Мы заходили в классы и просили поднять руки тех, кто любят математику. Результаты опроса записаны в таблице. Чтобы заполнить последнюю колонку таблицы мне пришлось по каждому классу полученные данные перевести в проценты.

По каждой параллели построены диаграммы. По вертикальной оси указано количество ребят (в процентах), любящих математику. Так как количество учеников в классах различное, например в 11 «А» - 30, а в 6 «В» - 16, то правильнее было перевести полученные данные в проценты.

опрошено

математику

В процентах

Всего

По кшоле

После этого я построила диаграммы по каждому классу в параллелях и сравнила полученные результаты. По ним очень хорошо видно, в какой параллели, какой класс испытывает наибольший интерес к математике.

https://pandia.ru/text/79/134/images/image005_71.gif" width="588" height="454 src=">

7 классы .

235" valign="top" style="width:176.15pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1.0pt; padding:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt">

При описании результатов эмпирического исследования обычно приводится большое количество фактического и цифрового материала. Наглядность ему придает использование таблиц и схем.

Таблицы представляют собой упорядоченные по горизонтали и вертикали наборы количественных и качественных данных. При описании результатов эмпирического исследования обычно приводится большое количество фактического и цифрового материала. Наглядность ему придает использование таблиц и схем.

Таблицы представляют собой упорядоченные по горизонтали и вертикали наборы количественных и качественных данных.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы слева, справа, сверху и снизу ограничиваются линиями. Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Номер следует размещать в правом верхнем углу после слова «Таблица» (например, Таблица 1). Допускается нумерация таблиц как сквозная - по всей работе, так и в пределах раздела. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют.

В таблицах рекомендуется использовать вертикальные линии для более четкого разделения столбцов или делать промежутки между столбцами не менее 4 мм. Горизонтальные линии следует использовать только для выделения главных разделов таблицы. Однако, когда колонки таблицы содержат цифры, чтение затрудняется; тогда можно использовать разделяющие линии (Куликов, 2001, с. 116).

Таблица должна иметь номер и заголовок. Номер ставится сразу после слова «Таблица». Заголовок помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной (большой) буквы, точка в конце заголовка не ставится. Кавычки для выделения слова «Таблица» или названия таблицы не используются.

Графы строк и столбцов таблицы также должны иметь заголовки, начинающиеся с прописных (больших) букв, подзаголовки - со строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе. Графу «№ п/п» (номер по порядку) в таблицу включать не следует. Если заголовки граф очень длинные, то они могут быть заменены краткими условными сокращениями или цифрами, пояснения которых должны быть помещены в текст заглавия всей таблицы.

Таблица - Распределение общей дисперсии (в %) каузальной атрибуции в зависимости от трех критериальных параметров (по данным Л. МакАртура)
(Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд., перераб. СПб.: Питер-Пресс; М.: Смысл, 2003. С. 642)

Стандартный вид таблиц для представления первичных результатов: по строкам - испытуемые, по столбцам - значения измеренных параметров. В таблицах целесообразно размещать сводные итоги статистической обработки, а также другие типы систематизированных данных.

При переносе таблицы на другую страницу ее заголовки следует повторить и над ней размещают слова «Продолжение таблицы», с указанием ее номера. Если заголовки таблицы велики, допускается их не повторять: в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Основой заголовок таблицы не повторяют.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной единице измерения, то ее обозначение указывается в пояснительном тексте заголовка таблицы. Если все показатели, приведенные в какой-либо графе, выражены в одних и тех же единицах измерения, то ее обозначение помещается в скобках после заголовка графы. Заменять кавычками повторяющиеся в таблице элементы - цифры, знаки и др. - не допускается. При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять в таблицу, а следует давать в виде текста, располагая цифровые данные в колонки.

Нет необходимости в тексте повторять все коэффициенты и числовые критерии, представленные в таблице. Выделите в тексте, комментирующем таблицу, наиболее важные показатели, на которые должен обратить внимание читатель, подтверждающие вашу гипотезу и выводы.

Выделите курсивом соответствующие статистические символы, например, t, р, F и т.п.).

Для представления эмпирических данных полезно использовать такие графические формы, как диаграммы, гистограммы, полигоны распределения, а также различные графики. Их следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Зависимости изучаемых параметров наглядно могут отражать графики.

График представляет собой линию, которая изображает зависимость между переменными. На осях откладываются значения изучаемых количественных показателей. При использовании двумерного графика по оси абсцисс обычно размешают независимую переменную, по оси ординат - зависимую переменную.

1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.
2. График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.
3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.
4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.
5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.
6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками (Куликов, 2001, с. 116).


Рис. 1. График. Возрастная динамика изменения значимости протестной мотивации употребления водки и других крепких спиртных напитков («Употребляю, потому что мне запрещают») среди юношей и девушек (%)
(Собкин B.C., Адамчук Д.В. Особенности употребления алкоголя в подростковой среде // Вестник практической психологии образования. 2006. № 1 (6))

Диаграммы используются главным образом для изображения соотношения между величинами.

Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны величинам. Совмещенные диаграммы позволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абсцисс, но разный размах варьирования значений признаков, величина которых отображается на оси ординат. Секторная диаграмма - диаграмма, в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов.


Рис. 2. Диаграмма. Отношение выпускников к ЕГЭ (в целом по республике)
(Мартынова Т.Ф., Павлова Л.E. Социологический опрос выпускников в контексте организации эксперимента по введению ЕГЭ в Республике Саха (Якутия) // Психология образования: региональный опыт. Материалы Второй национальной научно-практической конференции. М., 2005)

Разновидностью диаграмм является гистограмма. Гистограмма - это столбчатая диаграмма, состоящая из вертикальных прямоугольников, расположенных основаниями на одной прямой (например, оси абсцисс).

Гистограммы часто используются для графического представления плотности распределения (частотного распределения), при котором число случаев в классе изображается в виде вертикальных полос (столбиков, полос). По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины, а по оси ординат - ее частоты (отношение числа наблюдений, попавших в данный промежуток, к числу всех наблюдений) в каждом из промежутков, деленные на длину промежутков. В результате получается ступенчатая линия (Куликов, 2001, с. 114).


Рис. 3. Гистограмма. Возрастная динамика юношей и девушек, употребляющих алкоголь на территории школы (% от числа учащихся, употребляющих спиртные напитки)
(Собкин B.C., Адамчук Д.В. Особенности употребления алкоголя в подростковой среде // Вестник практической психологии образования. 2006. № 1 (6))

Аналог диаграммы - полигон. Этот графический способ отображения данных преимущественно используется для изображения дискретных рядов.

Диаграммы и профили представляют результаты диагностики с использованием многопараметрических (многокомпонентных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме показать индивидуальные и усредненные оценки по тестам или по факторам.

Для отображения корреляционных связей между параметрами можно использовать схему, которая называется корреляционной плеядой. Параметры изображаются кружками, внутри них проставляются номера признаков или сокращенно записывается название признаков (параметра). Если записываются номера, то они должны быть расшифрованы в подписях к рисунку. Линии, соединяющие кружки, кодируют характер корреляционных связей. Например, положительные связи (положительной направленности) могут быть изображены сплошными линиями, отрицательные - прерывистыми, связи достоверные на уровне 5% - одной линией, а достоверные на уровне 1% - двумя линиями. Использованные обозначения должны быть объяснены в тексте под рисунком. Признаки лучше распределять группами, объединяющими их по какому-либо критерию. В центре корреляционной плеяды обычно размещают либо наиболее важный параметр, либо тот, у которого наибольшее число значимых коэффициентов корреляции.

Рис. 4. Полигон. Оцениваемая учителями стабильность различных каузальных факторов успешности занятий определенным предметом и корреляция между выраженностью этого фактора и прогнозируемым учителем успехом школьников, показатели которых репрезентативны для соответствующей подгруппы класса (по данным Ф. Райнберга)
(Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд., перераб. СПб.: Питер-Пресс; М.: Смысл, 2003. С. 687)

Большую наглядность представлению результатов корреляционного анализа придают корреляционные кольца и корреляционные ряды. Подробнее со способами графического представления данных эмпирического исследования можно познакомиться в книге Л.B. Куликова (2001).

Все иллюстрации, графики, диаграммы в работе обозначаются как рисунки: «Рис. 1», «Рис. 2» и т.д. Они должны иметь названия, которые помещаются под ними после слов «Рис. 1» (или 2, 3 и т.п.). Их необходимо нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. При необходимости после заголовка помещается текст, поясняющий содержание и обозначения рисунка.

На все таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. Недооценка словесного описания каждой таблицы, диаграммы, графика считается методической ошибкой. Неверно полагать, что в таблице, на диаграмме «и так все видно». Должны быть названы все сходства и различия, их оценки по величине, даны ссылки на статистическую значимость различий, отмечен размах варьирования показателей, названы наибольшие и наименьшие позиции. Детальное описание данных помогает анализу и обобщению результатов, придает доказательность выводам.

При ссылках на таблицы, следует писать: «в соответствии с данными в таблице 5»; или «как видно из таблицы 5»; или «результаты, приведенные в таблице 5, показывают, что...»; или давать ссылку в скобках: (таблица 5).

При ссылках на рисунки пишется: «как видно на рис. 3»; «как представлено на рис. 6»; или «из рис. 3 видно, что...»; или дается ссылка в скобках (рис. 3) и т.п. Если далее по тексту необходимо повторно обратиться к рисунку, то ссылка к нему делается следующим образом: (см. рис. 6) или (см. рис. 6 на с. 24).

При ссылках на формулы обычно пишется: «...по формуле 3». При ссылках на приложение пишется, например: «данные, полученные в результате первичной обработки, приведены в приложении 1», или: «программа развивающих занятий, использованная в нашей работе, приводится в приложении 2».

При использовании числительных нужно обратить внимание на правильное их написание. Однозначные количественные числительные (от нуля до девяти) пишутся словами, если при них нет единиц измерения. Например: «в двух случаях из восьми» (неправильно - «в 2 случаях из 8»), Многозначные количественные числительные пишутся цифрами. Например: «67 испытуемых» (неправильно - «шестьдесят семь испытуемых»). Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами. При этом после сокращенных единиц измерения (миллиметр - мм) точки не ставятся. Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если сопровождаются существительными. Например, правильно написать «в 30 случаях из 100» (неправильно - «в 30-ти случаях из 100»).

Однозначные и многозначные порядковые числительные часто пишутся словами: «девяносто пятый». Если порядковые числительные записываются арабскими цифрами и склоняются в тексте, для этого существуют определенные правила. Падежные окончания числительных, оканчивающиеся на две гласные, «й» или согласную, состоят из одной буквы. Например, «шестая» - «6-я», а не «6-ая». Падежные окончания числительных, оканчивающихся на гласную, состоят из двух букв. Например, «эксперимент первого типа» - «эксперимент 1-го типа» (а не «1-ого типа» или «1-о типа»).

Представляйте описание качественных показателей и данных в логичной и упорядоченной последовательности, которая сделает их ясными для читателя. В ряде исследований (или на отдельных его этапах) количественные показатели не используются. В этом случае исследователь сообщает об основных тенденциях и темах, которые выявляются при субъективном или объективном анализе полученных качественных данных (продуктов деятельности, описаний, интроспективных отчетов, стенографии интервью). Подзаголовки в анализе таких результатов делают более структурированными для читателя.